В 2015 году густая борода стала самым модным мужским трендом. Для кого-то это мода, для кого-то – неотъемлемая часть веры. Кого-то она по-прежнему пугает и раздражает, кого-то привлекает и восхищает. Одни считают, что борода старит мужчину, другие думают, что её носят только мусульмане, у третьих она и вовсе толком не растёт…
Если заглянуть в историю, то можно вспомнить интересные факты, которые все знали, но почему-то забыли.
Издревле на Руси среди православных ношение бороды было обязательным, а её бритьё осуждалось церковью. Искажение мужского облика считалось греховным делом, ведь в Библии сказано: «Да не бреете брад ваших» (Левит, 19:27).
В ХVI-ХVII веках бритое лицо называли «любодейным образом», потому что часто это свидетельствовало о гомосексуальных наклонностях такого человека. Честь мужчины была в его густой бороде.
Однако позже царь Петр I приказал всем сбривать бороды, а те, кто не желали с ней расставаться, обязаны были платить существенный налог.
В Новое время в России и Европе борода определяла социальный статус. Если обычная, непричёсанная борода – ты мужик. Если она окладистая, но в меру организованная – ты купец. Если откорректированная, подстриженная – ты дворянин.
В мусульманском обществе, к примеру по мазхабу имама Абу Ханифы, мужчине ваджиб (обязательно) отращивать, по крайней мере, такую бороду, которая может поместиться в кулаке. По мазхабу имама Шафии, носить бороду – сунна (желательно).
Стоит отметить, что все пророки, которых ниспосылал к людям Господь миров, носили бороду – Нух, Ибрахим, Исмаил, Исхак, Муса, Харун, Яхья, Иса, Мухаммад и другие (мир им всем и благословение Аллаха).
Конечно же, сегодня наличие щетины или бороды не говорит о богобоязненности мужчины, поскольку определённая их часть носит её с намерением соблюдать моду, а не сунну. Однако в том или ином случае её польза очевидна.
Борода – это то, что отличает мужчину от женщины, она является символом мужественности и зрелости, аккуратная ухоженная борода подчёркивает мужскую красоту. Многие исторические личности, как верующие, так и атеисты, носили бороду.
Если для верующего человека борода – это следование примеру пророков, то для простого человека – это новый тренд в моде, дополнительный штрих к портрету. Она придаёт индивидуальность и отражает характер. Борода – это символ брутальности, мужественности, зрелости. Чем гуще борода у мужчины, тем выше мужской гормон тестостерон и тем больше такой мужчина вызывает подсознательное уважение.
Психологи утверждают, что мужчины начали растить бороды, чтобы реабилитироваться на фоне эмансипированных женщин.
Если женщины смогли перенять у мужчин брюки, рубашки, короткие стрижки и даже галстуки, то бороду они позаимствовать не смогут, это исключительно мужская природная привилегия.
Также отмечено: в обществах, где мужчины носят бороду, женщины стараются носить длинные юбки; чем женственнее девушка, тем более мужественный парень её привлекает.
Популярность бороды отдельные эксперты объясняют следующим:
• Густой волосяной покров может скрыть шрамы, скорректировать овал лица, тем самым сделать его более привлекательным и повысить самооценку мужчины, придать большей уверенности в себе.
• Борода – это лазейка для ленивых: зачем каждый день бриться, если можно оставить всё как есть и быть в тренде. Хотя борода требует определенного ухода.
• Густая щетина является показателем отличного гормонального фона мужчины, его плодовитости.
• Неожиданное решение отрастить бороду может стать первым сигналом надвигающейся депрессии. Борода может стать некой маской мужественности, за которой можно скрыть чувствительный внутренний мир мужчины. Возможно, не зря популярность бороды приходится на годы кризисов.
Оставление бороды несёт пользу и здоровью. Исследования показали, что борода защищает кожу от ультрафиолетовых излучений, исходящих от солнца. Борода блокирует их на 95 процентов, что играет большую роль в предотвращении заболевания раком кожи.
Кроме того, если человек страдает от симптомов аллергии или астмы, то борода срабатывает как фильтр и не даёт распространяться аллергенам. Бритьё же приводит к раздражению, прыщам, фолликулиту, инфекциям кожи через микротравмы.
Сальные железы волос предохраняют кожу лица от сухости и раздражения, поддерживают её оптимальную влажность.
Интересно исследование американских военных, которые ввели в оборот новое оружие – «тактическую бороду». Помимо защиты от обветривания и обморожения, борода придаёт свирепый вид, уверенность в себе, что помогает в ближнем бою.
Исследования Пентагона показывают: наличие бороды имеет прямое отношение к боевой эффективности! Об этом говорится в опубликованном докладе исследовательской группы Xegis Solutions: «Мы взяли 100 человек: 25 спецназовцев с бородами и 25 – без них, 25 человек из регулярной армии, которым было разрешено отращивать бороды для исследований, и последние 25 были из регулярной армии без бород. Все 100 участвовали в боевых столкновениях в Афганистане». Результаты исследований были потрясающими: из 50 солдат с бородами никто не был ранен или убит, точность стрельбы у них была значительно выше, чем у солдат без бород. У солдат без бород был высокий уровень неисправности личного оружия, и с ними всё время происходили какие-то неприятности.
Генерал ЦЕНТКОМа (Центральное командование США) Джеймс Е. Маттис выступил с обращением ко всем войскам в зонах боевых действий: «Настало время для Вооружённых Сил принять факты, а факты таковы, что бороды спасают жизнь. В свете этой информации мы будем требовать, чтобы все мужчины носили, по крайней мере, один дюйм волос на лице всё время».
Эти исследования также показывают, что систематическое отращивание бороды приводит к повышению уровня тестостерона (мужского гормона) у носителя бороды, что стимулирует эндокринную систему, приводя к тому, что такие мужчины физически более сильные, они принимают более точные и взвешенные решения, имеют более трезвые суждения в стрессовой или ограниченной во времени ситуации. Однозначно установлено, что тестостерон положительно влияет не только на психические, физические, но и умственные параметры. В частности, отращивание бороды оказывает положительное воздействие при симптомах синдрома хронической усталости.
- Для тех же, у кого борода плохо растёт, индустрия красоты разработала специальную линию средств, направленную на стимулирование её роста. Также даются следующие рекомендации:
- • Потреблять больше фруктов и овощей, сладкий перец, морковь, яблоки, гранаты, которые содержат натуральный сахар.
- • Включить в рацион витамины А; В (В3, В5, В7, В9); С; Е.
• Употреблять в пищу достаточное количество молочных продуктов: йогурт, творог и т.д.
- • Для усиления роста бороды в качестве альтернативы миноксидилу можно использовать касторовое или репейное масло.
- • Повышать уровень тестостерона путём употребления с пищей витамина D, а также большего пребывания на солнце.
- • Для стимуляции выработки тестостерона – регулярно заниматься спортом.
- Носить или не носить щетину – решать вам, но, как мы видим, польза её велика и очевидна.
Источник: http://islam.ru/content/obshestvo/48554
Ношение бороды без усов что это означает у мусульман
Почему мусульмане носят бороду? Этот атрибут внешнего облика принято считать важным, обязательно присутствующим у верующего человека. Мужчины отпускают её чтобы узнавать подобных себе в толпе других людей. Это дает им право здороваться с иными людьми, придерживающимися их религии, согласно мусульманским канонам.
Значение бороды в исламе
С давних пор мужчины оставляли свои лица естественными, покрытыми растительностью, что активно отрастала в области подбородка. Этот признак всегда являлся символом мужественности.
Иногда культуры высмеивали гладкое, полностью выбритое мужское лицо, считая его чем-то отвратительным.
Это был повод для множества насмешек, поэтому мужчины активно отращивали растительность на лице, сильно расстраиваясь, когда волоски не стремились расти с нужной скоростью и густотой.
Прошло много времени, сегодня современный представитель сильной половины человечества, может самостоятельно принимать решение, ходить ли ему выбритым или отращивать на лице растительность. Причем сегодня, это может быть дань моде, погоня за определенным стилем, либо приверженность религии.
Некоторые религиозные течения диктуют своим приверженцам особые правила, определяющие внешний вид представителя конфессии. Наиболее острые споры возникает борода, особенно часто эта тема всплывает среди молодых людей. Они стараются настоять на своем, отказавшись от этого атрибута ислама.
Почему мусульмане отращивают бороду? По мнению представителей ислама, пророк утверждал, что волосы, покрывающие лицо, являются первозданным видом мужчины. Поэтому юноши должны обязательно носить её, тем самым отличаясь от неверующих лиц. Правило стало каноном, его соблюдение является обязательным.
Чтобы понять его, следует вникнуть в суть ношения растительности на лице. Эта религия начала свое развитие много веков назад, когда жил пророкк, почитаемого исламистами, волосы, покрывающие подбородок, считались обязательным атрибутом для любого представителя мужского рода.
Отращивание растительности позволяло ощутить наполнение тела силой, мужественностью. Только таким путем можно было получить разрешение, завести семью, а затем детей, выстроить собственное жилище.
Волосы для мусульманина являлись своеобразным талисманом, подтверждавшим его веру. Этот атрибут обладал и обладает особой важностью, он отличает верующего человека от неверующего.
По мнению мудрецов, борода приближает простого человека к пророку, показывает его послушание, следование преданиям Мухаммеда. Она символизирует передачу воли Аллаха смертным.
Почему мусульмане сбривают усы, а бороду нет
Почему мусульмане бреют усы, отращивая, при этом, растительность в области подбородка? Такой вопрос задают многие.
Тем не менее, не каждый приверженец ислама обязательно удаляет поросль над верхней губой. Некоторые продолжают их ношение, причем этот факт нельзя отнести к нарушениям заповедей, что оставил для людей пророк. Важно, чтобы мужчина, носящий усы, строго следил за их чистотой, соблюдал правила ухода и гигиены за этой частью лица.
Явным нарушением заветов пророка Мухаммеда будет ношение взлохмаченной растительности, пребывание в неухоженном виде.
Некоторые ярые поборники ислама, считают, что носить можно лишь волосы подбородка, усы следует начисто сбривать. Здесь есть различия, наблюдающиеся среди приверженцев разных исламистских течений.
Ссуществует много разных направлений: мутазиллиты, мурджииты, хариджиты, сунниты и другие.
Каждые представители особой группы создают и придерживаются собственных правил, не обязательных для людей из других групп.
Рекомендации существуют разные, следовать им или нет, дело каждого конкретного человека. Часто сбривание усов – это своеобразная демонстрация особого рвения в следовании учениям Аллаха.
Чистоплотность важнейший закон жизни
Почему мусульмане не бреют бороду? Такое желание связано с тем, что правила религии много внимания уделяют не только духовному, но и практическому воспитанию своих последователей. Особенное место занимают вопросы гигиены, считается, что несоблюдение чистоты телесного вида оскорбляет духовность мусульманина.
Некоторые хадиса дают указание, что главным отличием мусульманина от людей неверующих является степень их чистоплотности и облагороженный внешний облик.
Специальные нормы дают указания на некоторые сферы жизни мусульманина:
- сколько раз мыть тело за день;
- как стричь волосы на голове;
- как ухаживать за растительностью на лице.
Как мусульмане должны ухаживать за усами
Разобравшись с вопросом, можно ли брить бороду в исламе, а также уяснив, почему нельзя брить бороду, поему мусульмане не носят усы, нужно уточнить особенности ухода за растительностью.
Пророк дает такие указания по отношению усов:
- их можно сбривать или оставлять расти;
- растительность у подбородка трогать запрещено совсем;
- при ношении усов, важно соблюдать гигиенические правила, следить, чтобы во время еды жир не пачкал волоски, своевременно очищать их;
- растительность должны быть сострижена так, чтобы от неё до кромки верхней губы оставалась полоса;
- регулярно расчесывать растительность, мыть, в праздники умащивать благовониями.
Почему некоторые мусульмане сбривают усы
Одно из проявлений неграмотности – придерживание мнения, что усы брить нельзя, нельзя стричь их, придавать форму бороде, придерживать её ухоженный внешний вид. Атрибутом настоящего мусульманина является борода, усы могут оставаться, могут сбриваться, на его усмотрение.
Если мужчина носит усы, при этом, заботясь о поддержании их чистоты, то назвать нарушением требований Корана такой факт нельзя. Скорее его нарушит небрежность, неухоженный внешний вид.
Некоторые поборники ислама предпочитают оставлять лишь бороду, а усы сбривать. Для одних представителей религии – это обязательное условие, для других – желательное. Словом, это рекомендация, следовать или нет ей, решает каждый человек самостоятельно.
Что говориться в сунне
Должен ли мусульманин носить бороду? Отращивание усов или их бритье, является нарушением заветов Аллаха или это нормальное явление для современного мира? Чтобы разобраться в этих вопросах, нельзя обойтись поверхностным взглядом, нужно рассмотреть вопрос изнутри.
Важность растительности лица трудно переоценить, до настоящего времени ведутся активные обсуждения обязательности или добровольности ношения этого атрибута мужественности.
Существуют некоторые рекомендации, именуемые суннами, что описывают правила по отношению к ношению бороды. Знать и выполнять их желательно, но не обязательно. Считается, что мусульманин, выполняющий рекомендации, приближается к Аллаху, впрочем, при несоблюдении некоторых рекомендаций, его поведение тоже нельзя считать греховным.
Сунна предполагает:
- бритье бороды без причины не рекомендуется;
- процедура стрижки нужна лишь для придания опрятного облика;
- борода удаляется, если это требуется для лечения человека;
- когда растительность растет медленно или неравномерно, это не повод для уныния, потому что вера должна идти из сердца, души, но никак не от внешности.
Источник: https://borodadeda.ru/v-mire/pochemu-musulmane-nosyat-borodu/
Обязан ли мусульманин носить бороду и какой длины она должна быть
Бороду принято считать одним из основных атрибутов внешнего вида мусульманина. Правоверные братья отпускают её для того, чтобы узнавать друг друга среди незнакомых людей (и затем обмениваться приветствиями, как того требует ислам).
Вопрос о каноническом положении бороды в среде мусульманских богословов остаётся дискуссионным. Ряд консервативных учёных относят её ношение к обязательным (фард) действиям. Они утверждают, что мужчины, которые сбривают волосяной покров на лице, совершают грех уподобления женщинам. Однако это лишь частные мнения, к которым не стоит относиться с полной серьёзностью.
Тем не менее, некоторые видные учёные считали полное сбривание грехом. Например, имам Ибн Хазм утверждал, что удаление волос на подбородке «подобно уродованию своего тела» и недопустимо в среде мусульман.
Бо́льшая часть учёных ислама считают ношение бороды сунной. Ведь Посланник Аллаха (с.г.в.) сам имел обильную растительность на лице и призывал так ходить своих сахабов. В одном из хадисов, который приводят Бухари и Муслим, сказано: «Стригите усы и отпускайте бороду». Смысл этого Пророк (с.г.в.
) видел в необходимости отличаться от персидских язычников – чтобы мусульмане могли узнать своих единоверцев. Это положение актуально и в наши дни. Именно по бороде мы имеем возможность визуально определять братьев по вере (хотя 100-процентная точность здесь не гарантирована – прим. Islam.Global).
Опираясь на хадисы, большинство богословов считают ношение именно суннатом, то есть желательным.
Некоторая же часть аливов склонна причислять ношение бороды к категории мандуб (одобряемое).
Свою позицию они объясняют тем, что данный атрибут внешнего вида относится к бытовой составляющей жизни Милости миров Мухаммада (с.г.в.), не имеющей отношения к религиозным канонам или пророческой миссии.
Иными словами, в ношении бороды отсутствует религиозная составляющая. Подтверждением тому и служит мотив отпускания бороды – чтобы отличаться от многобожников.
Кроме того, внешний вид человека во многом зависит от культурных особенностей народа, к которому он принадлежит. Здесь доминирует именно национальный элемент, а не религиозный. Именно по этой причине ношение бороды – это проявление уважения к Пророку ислама (с.г.в.), но без религиозной составляющей.
Некоторые современные представители мусульманского духовенства и вовсе призывают воздерживаться от отращивания бороды по причине того, что бородатый мужчина ассоциируется во многих обществах с радикалами.
Усы: сбривать или стричь?
Если желательность бороды у мужчин особых нареканий среди богословов не вызывает, то усы стали предметом дискуссии.
Представители мазхабов Абу Ханифы (он сам, его ученики Абу Юсуф и Мухаммад Шайбани), а также Ахмада ибн Ханбала считают, что желательно сбривать растительность над губой. Аргументируют они свою позицию высказыванием Заключительного Божьего посланника (с.г.в.): «Удаляйте усы» (хадис приводит Бухари).
Однако более поздние богословы-ханафиты, а также учёные шафиитского и маликитского мазхабов утверждали, что полное сбривание усов нежелательно, а лучше их просто укорачивать.
Основным их аргументом служит другой хадис: «Естественное состояние человека кроется в 5 составляющих: обрезание, укорачивание усов, устранение волос на лобке, подстригание ногтей и удаление волос подмышками» (Бухари, Муслим).
В довесок приводятся слова сахаба Мугира ибн Шугба (р.а.): «Я носил длинные усы – увидев их, Пророк, саляллаху алейхи уа салям, подстриг их по длине мисвака» (Абу Дауд).
- При этом Малик ибн Анас, основоположник маликитского мазхаба, и вовсе называл бритьё усов нововведением (бид`а), которое вредит верующим.
- Известный мусульманский учёный имам Навави утверждал, что усы нужно подстригать так, чтобы был виден край верхней губы.
- Некоторые алимы, такие как Табари или Ибн Хаджар, и вовсе считали допустимым оба варианта.
Какой длины должна быть борода
В Пречистой сунне не содержится указаний на то, какого размера должна быть борода мусульманина. Но Божий Посланник (с.г.в.) призывал верующих к чистоте и аккуратности, и волосяной покров – не исключение. Верующий должен ухаживать за бородой, используя для этого все необходимые средства. Опрятный внешний вид – то, к чему должен стремиться каждый.
Что касается длины бороды, то такой сахаб, как Ибн Умар (р.а.), брал свою бороду в кулак так, что большой палец его руки касался подбородка, и отрезал то, что выступало за пределы ширины его ладони (Бухари). Опираясь на пример этого сподвижника, мусульмане могут поступать аналогичным образом. А длину волос на щеках затем «подстраивать» по размеру волос на подбородке.
Борода или работа?
В современном обществе бытует множество стереотипов об исламе, главными жертвами которых становятся сами мусульмане. По этой причине густая борода нередко становится барьером при трудоустройстве. Как же быть в такой ситуации?
Одной из важнейших обязанностей мужчин считается содержание семьи. Именно мужчина в Судный день будет ответственен за то, в каком материальном положении была его семья и как он справился с содержанием своей жены и детей.
Если же борода становится преградой на пути к устройству на работу, и работодатель требует побриться, то в такой ситуации правоверному следует выбрать «меньшее из двух зол». Содержание семьи выглядит в данном случае более предпочтительным, так как от этого зависит жизнь и достаток не только его самого, но и его родных.
То есть если с начальством не удаётся договориться, и оно настаивает на своём, то лучше сбрить бороду и трудоустроиться.
Если борода не растёт
Некоторые молодые люди сталкиваются с тем, что борода начинает расти слишком поздно, либо она растёт, но редкими волосами. Безусловно, густая ухоженная борода выглядит симпатичнее, и молодые мусульмане хотят иметь мужественный вид. Как же быть?
Сегодня существует множество различных средств, стимулирующих рост волос.
Кроме того, специалисты в этой области рекомендуют употреблять в пищу побольше фруктов и овощей, содержащих натуральный сахар (яблоки, морковь, гранат).
Для увеличения выработки тестостерона, ведущего к росту волос, медики рекомендуют заниматься спортом. Также необходимо включить в рацион продукты, содержащие большое количество витаминов A, B3, B5, B7, C, E.
Источник: https://Islam.global/obshchestvo/musulmanskaya-etika/noshenie-borody-v-islame/
Зачем мусульманину борода
Традиционно в исламе принято, чтобы мужчина носил бороду. В исламе считается, что Всевышний создал человека в том виде, в котором он и должен пребывать. Это называется фитра – естественное состояние человека. Ну, а если следовать естественному положению вещей – у мужчины должна быть борода.
Согласно хадисам, пророк Мухаммед призывал мусульман отращивать бороду, но подстригать усы. Помимо этого, борода должна была быть такой длины, чтобы помещалась в зажатом кулаке.
Еще одно действие, к которому призвал пророк, было окрашивание бороды. Сам Мухаммед говорил, что это нужно для того, чтобы отличаться от иудеев и христиан.
В те времена мусульмане красили седину, используя хну или басму, а потому волосы у них были желтые либо красные.
Отдельным предметом споров мусульманских богословов является ношение усов. Послание пророка, в котором говорится о подстригании усов, трактуется ими по-разному. Так, одни говорят, что усы нужно сбривать полностью, другие говорят – их нужно слегка подстригать. Кто-то говорит, что возможны оба варианта, тем более, что подвижники пророка ходили как с подстриженными усами, так и вовсе без них.
Еще один предмет споров – это само наличие бороды. Дело в том, что хоть пророк и оставил наставление – бороду носить, мнения относительно того, будет ли бритье лица являться грехом, тоже разделились.
Одни богословы считают, что ношение бороды – это фард (действия, которые нужно обязательно исполнять).
Другие относят ношение бороды к тому, что в исламе называется мустахабб (желательное, но не обязательное действие).
Скорее всего, так и есть, и поскольку наш канал не обладает всеобъемлющим пониманием данной тематики, мы решили посмотреть на авторитетных руководителей мусульманских государств.
Лидеры мусульманских государств
Итак, турецкий лидер Эрдоган бороды не носит, у него есть только усы. Только усы носит и президент Пакистана – Ариф Алви. Король Саудовской Аравии носит маленькую аккуратную бородку и усы. Лидер Ирана Али Хаменеи носит вполне солидную бороду с усами. Ашраф Гани – президент Афганистана носит модную аккуратную бородку, а президенты Алжира и Египта вообще гладко выбриты.
- Так что носить бороду или нет – это выбор каждого верующего человека, даже несмотря на то, что популярность бороды растет во всем мире.
- На нашем канале много интересных статей о религии. Читайте нашу статью ПОЧЕМУ РУСЬ ВЫБРАЛА ПРАВОСЛАВИЕ, А НЕ ИСЛАМ
- Лайк и подписка делают ленту интересней
Источник: https://zen.yandex.ru/media/id/5bdbaa1fec5e2700ae9f55cf/5cbe9565ae4f3800b29a4c45
Как должны выглядеть борода и волосы мусульманина, согласно Сунне?
- 1.
- Согласно Сунне, длина бороды должна быть не больше одного кулака.
- Имам Садык (А) сказал: «Борода, длина которой превышает один кулак — в Огне».
(«Кафи», том 6, С. 486).
В другом хадисе он говорит: «Приставь свою руку к бороде и остриги то, что превышает кулак».
(«Кафи», том 6, С. 487).
Также в хадисе говорится, как Посланник Аллаха (С) проходил мимо человека с длинной бородой и сказал: «О, если бы он укоротил свою бороду!» Тот человек услышал это и укоротил свою бороду. Увидев его в следующий раз, Посланник Аллаха (С) сказал: «Укорачивайте бороду, как он!»
(«Кафи», том 6, С. 487).
- 2.
- Запрещено (харам) полностью сбривать бороду.
- Посланник Аллаха (С) сказал: «Брить бороду — значит наносить увечья, а кто наносит увечья (себе или кому-то ещё) — на том проклятие Аллаха».
(«Мустадраку ль-васаиль», том 1, С. 406).
Он также сказал:
«Маджусы (зороастрийцы) сбривали бороды и отпускали усы. Мы же отпускаем бороды и укорачиваем усы, и такова фитра (естество людей)»
(«Васаилу шиа», том 1, С. 423).
- Достаточным размером бороды является такой, чтобы люди, увидев этого человека, могли сказать: «У него есть борода».
- 3.
- Желательно укорачивать волосы на голове и нежелательно отпускать длинные волосы.
Имам Садык (А) сказал: «У человека, отпускающего длинные волосы, станет слабым зрение и уйдёт его свет. А у того, кто укорачивает свои волосы, станет сильным зрение и прибавится ему света».
(«Бихар», том 76, С. 85).
От Абу Басира (А) — я спросил у Имама Садыка (А): «Является ли делать пробор на волосах сунной?» Он сказал: «Нет». Я спросил: «Делал ли Посланник Аллаха (С) пробор?» Он сказал: «Да».
Я спросил: «Как же это не является Сунной, если Посланник Аллаха (С) делал так?» Имам (А) сказал: «С кем произойдёт то, что произошло с Посланником Аллаха (С), должен (отпустить длинные волосы) и сделать пробор, как это сделал Посланник Аллаха (С), когда с ним произошло это».
Я спросил: «Что же это?» Он сказал: «Когда Посланнику Аллаха (С) запретили приближаться к Каабе, Аллах даровал ему видение и сообщил об этом в Своей Книге: «Оправдал Аллах Своему посланнику видение по истине: „Вы непременно войдете в Запретную мечеть, если угодно Аллаху, в безопасности, обрив головы и укоротив, не боясь“ (48: 27).
И Посланник Аллаха (С) знал, что Аллах обязательно исполнит то, что показал ему в видении, и он отпустил волосы на своей голове, ожидая того времени, когда надо будет сбрить их, как обещал ему Аллах. И после того как он сбрил их, он не отпускал их снова».
(«Кафи», том 6, С. 486).
Имам Садык (А) сказал: «Когда Посланник Аллаха (С) отпускал волосы, они не бывали длиннее мочек его ушей».
(«Кафи», том 6, С. 485).
Сбривать волосы на голове также является одним из желательных деяний.
Имам Садык (А) сказал: «Брить голову наголо, помимо дней хаджа и умры, является уродством для ваших врагов и красотой — для вас».
(«Бихар», том 73, С. 82).
Слова «являются уродством для ваших врагов» имеют в виду либо насибитов, которые не бреют головы, а наоборот, отращивают длинные волосы, или хариджитов, которые брили головы наголо, и это деяние было для них уродством, поскольку в хадисе от Посланника Аллаха (С) бритьё голов названо одним из их признаков. Что же касается шиитов, то Аллах установил красоту для них в бритье головы.
Также передано, что Посланник Аллаха (С) сказал одному человеку: «Обрей голову, ибо это добавит тебе красоты».
(«Факих» Садука, том 1, С. 72).
Имам Реза (А) сказал: «Три вещи относятся к сунне посланников: умащение себя благовониями, бритьё волос на голове и множество совокуплений с женщинами».
(«Бихар», том 73, С. 82).
бородаСунна
Источник: https://arsh313.com/kak-dolzhny-vyglyadet-boroda-i-volosy-musulmanina-soglasno-sunne/
Ношение бороды. Фард или сунна?
Обязательным (фард) это категорически не является. Одно из проявлений неграмотности, присущей немалому числу людей, — возведение желательного (мустахаб, сунна, сунна муаккяда) до уровня обязательного (фард) и вместе с тем пренебрежение последним.
Хадисы о бороде
- Приведу хадисы по данной теме:
- 1. Пророк Мухаммад (да благословит его Всевышний и приветствует) оповестил: «К фитре[1] относится следующее[2]: стрижка усов[3], отпускание бороды, чистка зубов палочкой мисвак, промывание носа, обрезка ногтей, промывание меж пальцев, выщипывание волос под мышками[4], стрижка волос на лобке[5], подмывание водой и обрезание[6]«[7];
- 2. ‘Умаром ибн Харуном было передано, что «пророк Мухаммад подстригал бороду как по ширине, так и по длине»[8];
3. Посланник Божий говорил: «Брейте усы и отпускайте бороду»[9]; «Не будьте похожи на язычников! Брейте усы и отпускайте бороду»[10]; «Стригите усы и отпускайте бороду. Не будьте похожи[11] на огнепоклонников!»[12]. Имам ат-Табари пояснил: «Отпускание бороды, упомянутое в хадисах, не может пониматься буквально. Ведь если человек беспорядочно ее отпустит, то покажется неряшливым, о нем будет ходить молва как о неопрятном человеке, что никак не присуще мусульманину»;
4. Однажды второй праведный халиф ‘Умар увидел человека с длинной и неухоженной бородой. Он приказал подарить ему новую одежду и подстричь бороду на длину сжатого кулака[13]. Затем сказал: «Иди и поступай как тебе заблагорассудится!» И, обращаясь ко всем, воскликнул: «Некоторые из вас совсем не смотрят за собой и ходят как дикари!»[14]
Наш современник, доктор богословия ‘Али Ахмад Мар‘и, говорит: «С учетом хадисов и мнений богословов по данной теме, считаю, что важным фактором в отпускании бороды является аккуратность и внешняя опрятность.
Если борода становится главной отличительной чертой человека, а порой и причиной насмешек над ним, то это ненормально, то есть теряется смысл обязательной опрятности, аккуратности и солидности мусульманина. Он перестает быть примером для подражания, превращаясь в предмет насмешек, и олицетворяет неряшливость.
Сподвижники Ибн ‘Умар и Абу Хурайра, передававшие хадисы от пророка Мухаммада об отпускании бороды, раскрывали смысл пророческого повествования своими действиями. Они стригли и ровняли бороды, длина которых не превышала размеров сжатого кулака»[15].
Наряду со многими аятами и хадисами, в которых прямо или косвенно говорится о необходимости опрятного внешнего и внутреннего облика верующего, в Священном Писании имеется явный призыв к красоте внешнего вида:
«О дети Адама [и Евы]! Будьте красивы, заходя в любую из мечетей»[16] (см. Св. Коран, 7:31).
Также в своде хадисов имама Абу Дауда приводятся слова Пророка: «Воистину, вы предстаете перед своими братьями [перед людьми]! Пусть же будет хорошим (исправным) ваше средство передвижения, пусть будет хорошей [подобающей месту и времени] ваша одежда, чтобы вы стали примером для других (достигните же в этом такого уровня, когда вы станете родинкой) [украшением общества, в котором живете]. Воистину, Аллах (Бог, Господь) не любит непристойность, неприличие, неряшливость»[17].
Одним из имен Всевышнего Творца является имя «аль-Джамиль», то есть Тот, Кому присуща безграничная красота. И Он, Господь, любит красивое.
Теперь немного о том, что говорят ученые об уровне обязательности ношения бороды мужчинами. Во-первых, важно заметить, что мнения большинства ученых расходятся лишь в том, насколько данная сунна желательна, не переходит ли данное положение на уровень обязательности (ваджиб) и не грешен ли тот, кто бреется и не отпускает бороду.
Основное мнение таково: отпускание бороды является тем действием, которое было присуще Пророку постоянно, поэтому классифицируется как сунна[18]. Беспричинно сбривать отпущенную бороду, по мнению многих богословов, является крайне порицаемым и греховным деянием. Богословы-ханафиты говорили о крайней нежелательности сбривания бороды (макрух тахриман).
Ученые шафиитского мазхаба говорили о нежелательности этого (макрух танзихан)[19].
Авторитетные мнения о бороде богословов 20-го века
- Теперь приведу вам несколько авторитетных мнений представителей мусульманского богословия ХХ века.
- 1.
Известный богослов шейх Мухаммад Абу Захра[20] по данной теме пишет: «Есть желательное (мандуб), и оно делится на категории:
- 1) обязательная сунна (сунна муаккяда), например, молитва Витр;
- 2) необязательная сунна (сунна гайру муаккяда), как, например, четыре ракяата сунны перед фардом полуденной молитвы Зухр;
3) и есть то, что люди относят к мандубу (к канонически желательному), но оно по степени важности не дотягивает до упомянутых первых двух пунктов.
К этому третьему относится следование Пророку (да благословит его Творец и приветствует) в бытовых вопросах, не связанных с выполнением его Божественной миссии и раскрытием для людей религиозных канонов. Это то, как Пророк одевался, ел, пил, отпускал бороду, подстригал усы. Конечно же, следование тому, что относится к данной категории, является проявлением уважения к Пророку, но несовершение этого никак не влечет за собой Божьего наказания или канонического упрека. Те, кто говорит о необходимости или обязательности данной категории сунны, вносят в религию порицаемое новшество (бид‘а)»[21].
2.
Другой известный ученый, шейх Махмуд Шальтут[22], высказался по этой теме следующим образом: «Положение дел таково, что все, касающееся одежды и внешнего вида, к чему относится и борода, зависит от культуры, традиций и общественных норм приличия[23], в окружении которых живет индивидум». То есть, как считает шейх Махмуд Шальтут, данная категория (одежда, питание, внешний вид) не является религиозным атрибутом, а потому мусульманин вправе поступать в соответствии с собственным желанием, учитывая обычаи и традиции общества, в котором он живет[24].
Относительно хадисов, побуждающих отпускать бороду, шейх Махмуд Шальтут говорит: «Повелительное наклонение, употребленное в хадисах о бороде, не говорит об обязательности ношения бороды, а побуждает к тому, что лучше»[25].
Только Всевышнему Творцу, Господу миров, ведома истина, но считаю уместным заметить, что в свете событий последних десятилетий (конец XX — начала XXI века), когда борода с подачи российских и зарубежных СМИ стала ассоциироваться с образом террориста или бандита, лучше воздержаться от ее ношения. Воздержаться от соблюдения того, что желательно, в пользу того, что обязательно[26].
К сожалению, люди часто предпочитают то, сделать что полегче и побыстрее, взамен кропотливой работы над собой как личностью, как последователем заветов заключительного Посланника. Над собой как полноценным и примерным гражданином своего общества.
Людей, чаще молодых, привлекает нечто, дающее им возможность быстро (особенно по внешнему виду) сформироваться[27], а вот на суть и нутро, религиозное благородство и воспитанность, которые требуют постоянной, кроткой пред Богом и терпеливой работы, они обычно не обращают внимания.
Порой многие «слепы» в видении мудрости, Божественного замысла во всем.
А политологи, работники СМИ по внешним атрибутам, сказанным кем-то громким словам или совершенным неординарным действиям делают умозаключения, не стараясь понять внутреннего содержания, не утруждая себя анализом того, что же за этим стоит, каковы истинные причины и мотивы произошедшего.
Ношение бороды — это сунна (путь и пример к подражанию) последнего Божьего посланника.
Поэтому те, кто ее носит, должны понимать, что через этот бросающийся в глаза (так как находится на лице) атрибут окружающие смотрят на сподвижников Пророка и самого пророка Мухаммада, а через них — на огромное число предшествовавших посланников Творца, которые тоже носили бороды… Смотрят на многих иудейских, христианских и мусульманских праведников.
Все это требует неослабного внимания к себе и значительной ответственности. Быть причиной плохого мнения о простом человеке — грешно, а причиной плохого мнения или умозаключения о пророках и праведниках — особо греховно. И только Всевышнему ведомо, сколь это наказуемо.
Ответы на вопросы о бороде
В Интернете я прочитал мнение одного известного шейха прошлого столетия: «Тот, кто бреет свою бороду, — относится к женоподобным, потому что он отвратился от схожести с мужчинами и предпочел уподобиться женщинам в их нежных щеках и отсутствии волос на лице. И кто так сделал — не следует приветствовать его, поскольку он открыто совершает грех». Хочу заметить, что этот шейх — выдающийся ученый ахли-сунна. Что вы думаете по этому поводу?
Если какой-то шейх видит в мужчине женские черты, то это его личные проблемы. Шейхов за всю историю Ислама было сотни тысяч. У трактующих таким образом Коран и Сунну — явные проблемы с ориентацией (видеть в мужчине женщину). Нравится вам его мнение — пожалуйста, но незачем поднимать его мнение на уровень Корана и Сунны, а тем более — выше Корана и Сунны!
Да, есть достоверный хадис о том, что «пророк Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) проклял мужчин, старающихся походить на женщин [в стиле общения и в поведении, а где-то, возможно, и в стиле одежды][28], а также — женщин, старающихся походить на мужчин»[29], но бреющийся мужчина не старается походить на женщину, он бреется, считая, что таким образом выглядит более аккуратно, или находя это более приемлемым для своего стиля жизни. Разве, бреясь, у мужчины есть намерение стать похожим на женщину?!
Ссылки на богословские первоисточники и комментарий:
[1] Фитра (араб.) — естество, первозданная, подлинная природа человека, качества, данные ему Богом при сотворении. Духовную фитру составляет истинная, неповрежденная вера в Единого Бога, Создателя. К «физической» фитре относится упомянутое в хадисе.
Слово «фитра» некоторые богословы толковали и как «сунна» (путь). Они говорили: «Фитра — это те действия, которые совершались пророками Всевышнего Творца». См.: ан-Навави Я. Сахих муслим би шарх ан-навави [Свод хадисов имама Муслима с ми имама ан-Навави]. В 10 т., 18 ч.
Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, [б. г.]. Т. 2. Ч. 3. С. 148.
[2] О том, что именно относится к фитре, есть несколько достоверных хадисов, которые отличаются перечнем пунктов, но, как говорили ученые-богословы, являются взаимодополняющими. См.: ан-Навави Я. Сахих муслим би шарх ан-навави. Т. 2. Ч. 3. С. 147.
[3] Длинные усы не приветствуются. Желательно, чтобы усы не закрывали верхнюю губу.
[4] Допустима и другая форма удаления волос, например бритье.
[5] В соответствии с назиданием пророка Мухаммада, стрижка усов, обрезка ногтей, выщипывание (бритье) волос под мышками и стрижка волос на лобке должны производиться не реже одного раза в сорок дней. То есть эти гигиенические процедуры должны выполняться не реже, чем в указанный период, но могут быть чаще.
См.: ат-Тирмизи М. Сунан ат-тирмизи [Свод хадисов имама ат-Тирмизи]. Бейрут: Ибн Хазм, 2002. С. 776, хадис № 2763, 2764. Многие считали желательным делать все это к пятнице, к пятничной молитве. См.: Мар‘и ‘А. Аль-бидая фи фикх ас-сунна [Начало в понимании Сунны]. Каир: ат-Тыба‘а аль-мухаммадия, 1995. С. 121.
[6] Сподвижник Пророка, передававший данный хадис, сомневался относительно десятого пункта и предположительно назвал «полоскание рта». Однако, как упомянуто у имама ан-Навави, наиболее вероятно, что забытым пунктом в данном хадисе является «обрезание». См.: ан-Навави Я. Сахих муслим би шарх ан-навави. Т. 2. Ч. 3. С. 150.
[7] Хадис от ‘Аиши; св. х. Муслима, ат-Тирмизи и др. См., например: ан-Найсабури М. Сахих муслим [Свод хадисов имама Муслима]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлийя, 1998. С. 129, хадис № 56–(261); ат-Тирмизи М. Сунан ат-тирмизи. 2002. С. 776, хадис № 2762, «хасан».
[8] См.: ат-Тирмизи М. Сунан ат-тирмизи. 2002. С. 777, хадис № 2767.
[9] Хадис от Ибн ‘Умара; св. х. Муслима, ат-Тирмизи и др. См., например: ан-Найсабури М. Сахих муслим. С. 129, хадис № 52–(259); ат-Тирмизи М. Сунан ат-тирмизи. 2002. С. 777, хадис № 2768, «сахих».
[10] Хадис от Ибн ‘Умара; св. х. аль-Бухари и Муслима. См., например: ан-Найсабури М. Сахих муслим. С. 129, хадис № 54–(259).
[11] Важно отметить, что похожесть на язычников и огнепоклонников является канонически порицаемой лишь в том случае, когда имеется соответствующее намерение (походить на них) и относится это (копируемое действие, поступок, атрибут) к постулатам или практикованию их, язычников и огнепоклонников, верования. См., например: ‘Абдул-Латыф М. Аль-ихтиляфат аль-фикхия лядей аль-иттиджяхат аль-исламия аль-му‘асыра [Богословские разногласия между современными исламскими течениями]. аль-Мансура: аль-Вафа’, 2008. С. 338.
[12] Хадис от Абу Хурайры; св. х. Муслима. См., например: ан-Найсабури М. Сахих муслим. С. 129, хадис № 55–(260); ан-Навави Я. Сахих муслим би шарх ан-навави. Т. 2. Ч. 3. С. 146, 147.
[13] Наибольшая часть авторитетных ученых считает, что сунной в длине отпускаемой бороды является размер сжатого кулака. См., например: аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух [Исламское право и его аргументы]. В 11 т. Дамаск: аль-Фикр, 1997. Т. 4. С. 2659.
[14] См.: Мар‘и ‘А. Аль-бидая фи фикх ас-сунна. С. 128.
[15] См.: Мар‘и ‘А. Аль-бидая фи фикх ас-сунна. С. 130, 131.
[16] Здесь не имеется в виду наличие опрятности и красоты внешнего вида только при входе в мечеть, а подчеркивается, что «особенно там, где вы молитесь».
[17] Св. х. Ахмада, Абу Дауда, аль-Хакима и др. См.: Абу Дауд С. Сунан аби дауд [Свод хадисов Абу Дауда]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлийя, 1999. С. 337, хадис № 4089, «да‘иф»; ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр. С. 152, хадис № 2539, «сахих»; Заглюль М.
Мавсу‘а атраф аль-хадис ан-набави аш-шариф. Т. 3. С. 503; ат-Табарани С. Аль-му‘джам аль-кябир. Т. 6. С. 95, хадис № 5617; Ибн Абу Шейба А. Аль-мусаннаф фи аль-ахадис ва аль-асар [Свод хадисов и повествований]. В 8 т. Бейрут: аль-Фикр, 1989. Т. 4. С.
595, глава № 13, хадис № 220.
[18] См.: аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух. В 11 т. Т. 1. С. 465; Т. 4. С. 2659.
[19] См.: аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух. В 11 т. Т. 1. С. 462. О запретности (харам) сбривания бороды говорили богословы ханбалитского и маликитского мазхабов. См.: аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух. В 11 т. Т. 4. С. 2659.
[20] Мухаммад Абу Захра (1898–1974 гг.) — теолог, египетский богослов, профессор исламского права. Был членом Академии Исламских Исследований при университете «аль-Азхар».
[21] См.: ‘Абдул-Латыф М. Аль-ихтиляфат аль-фикхия лядей аль-иттиджяхат аль-исламия аль-му‘асыра. С. 338.
[22] Махмуд Шальтут (1893–1963 гг.) — один из ведущих египетстких ученых-богословов прошлого столетия (аль-имам аль-акбар). Был руководителем университета «аль-Азхар» (шейхуль-азхар).
[23] Уместным считаю упомянуть и климатические условия, в которых живет человек.
[24] См.: ‘Абдул-Латыф М. Аль-ихтиляфат аль-фикхия лядей аль-иттиджяхат аль-исламия аль-му‘асыра. С. 338.
[25] См.: ‘Абдул-Латыф М. Аль-ихтиляфат аль-фикхия лядей аль-иттиджяхат аль-исламия аль-му‘асыра. С. 338.
[26] Есть богословско-правовое правило: «Если стоит выбор между сунной (желательным) и фардом (обязательным), то приоритет отдается фарду (обязательному)». См., например: Бешер Ф. Фетвелер [Фетвы]. Измир: Ниль, 1991. С. 103.
[27] Обычно желание молодых людей «спрятаться» за вещи вызывается неуверенностью в себе, им необходимо утвердиться, выразить свою уникальность «через внешние атрибуты (одежды), но по мере взросления самооценка растет, развивается самоуважение и интерес к вещам падает». См.: Psychologies, март 2008 (№ 25). С. 46.
[28] См.: аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари [Открытие Создателем (для человека в понимании нового) через комментарии к своду хадисов аль-Бухари]. В 18 т. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмия, 2000. Т. 13. С. 408, пояснение к хадису № 5885.
[29] См.: аль-Бухари М. Сахих аль-бухари [Свод хадисов имама аль-Бухари]. В 5 т. Бейрут: аль-Мактаба аль-‘асрийя, 1997. Т. 4. С. 1873, хадис № 5885; Нузха аль-муттакын. Шарх рияд ас-салихин [Прогулка праведников. Комментарий к книге «Сады благонравных»]. В 2 т. Бейрут: ар-Рисаля, 2000. Т. 2. С. 340, хадис № 1/1633 и пояснение к нему.
Источник: https://umma.ru/noshenie-borody-fard-ili-sunna/
Каков хукм (правило) ношения бороды в ханафитском мазхабе?
Вопрос: Каков хукм (правило) относительно ношения бороды в нашем ханафитском мазхабе? Я слышал, что согласно нашему мазхабу, ношение бороды – это ваджиб (обязательное действие). Также мне говорили, что брить бороду нельзя, ее можно только подстригать. Объясните, пожалуйста, как правильно. Мурад
- ———————————————
- Ответ:
- Ассаляму алейкум ва рахматуллахи ва баракятух!
Вопрос относительно длины бороды и возможности ее укорачивать был (и является) предметом больших дискуссий между учеными, особенно в арабском мире. Множество книг и статей было написано на эту тему.
- После изучения вопроса я попытался осветить вопрос согласно ханафитскому мазхабу (ниже приводится результат моих исследований):
- Ношение длинной бороды является Сунной, существует множество хадисов, где говорится об этом. Сподвижник Ибн Умар (да будет доволен им Аллах) передает, что Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям) сказал:
- خالفوا المشركين: وفروا اللحى، وأحفوا الشوارب
- Чтобы отличаться от многобожников, удлиняйте бороды и укорачивайте усы.
- (Сахих аль-Бухари, хадис 5892)
- От жены Пророка (салляллаху алейхи ва саллям) Айши передается хадис:
- » عشر من الفطرة: قص الشارب، وإعفاء اللحية، والسواك، واستنشاق الماء، وقص الأظفار، وغسل البراجم، ونتف الإبط، وحلق العانة، وانتقاص الماء «
- «Десять вещей [относятся] к фитре (естеству человека): подстригать усы, отпускать бороду, пользоваться сиваком, промывать нос водой, стричь ногти, промывать суставы пальцев, выщипывать волосы подмышками, брить в паху и подмываться водой». (Сахих Муслим, хадис 261)
- Из вышеприведенных хадисов ясно, что отпускать бороду и укорачивать усы является Сунной. Также передается, что Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) имел большую бороду:
- وكان كثير شعر اللحية
- Он (саллаллаху алейхи ва саллям) имел большую бороду. (Сахих Муслим, хадис 2344)
Так что очевидно, что если человек отпустит бороду, он будет следовать Сунне Пророка (саллаллаху алейхи ва саллям). Однако нужно отметить, что также согласно Сунне, человек должен выглядеть прилично и опрятно.
Поэтому, если человек отращивает бороду, он должен следить, чтобы она была чистой и аккуратной.
Передают от имама Малика (рахимахуллах), что когда он видел человека с длинной и неопрятной бородой, он указывал ему подстричь ее.
Все ученые единодушны в том, что человеку не разрешается полностью сбривать бороду, если нет какой-то реальной необходимости. К примеру, медицинских показаний или опасения перед преследованием.
Относительно того, какой минимальной длины должна быть борода, некоторые ученые сказали, что человек может отпускать бороду до той длины, до какой она может вырасти естественным образом.
Также ученые-ханафиты говорят, что рекомендуемая длина бороды должна соответствовать размеру кулака человека (чтобы ее можно было сжать в кулаке).
Это также подтверждается практикой сподвижников, в частности, Ибн Умара (да будет доволен им Аллах).
- Хайтам сообщает, что Ибн Умар укорачивал бороду, пока он не достигала размера его кулака (Китабуль Асар имама Абу Юсуфа, с. 234)
- عن الهيثم عن ابن عمر رضي الله عنه أنه كان يقبض على لحيته فيأخذ منها ما جاوز القبضة
- Имам Мухаммад (рахимахуллах) комментирует это сообщение так:
- وبه نأخذ وهو قول أبي حنيفة رحمه الله
- Мы считаем, что это мнение является мнением имама Абу Ханифы.
- (Китабуль Асар имама Мухаммада)
Следовательно, согласно оригинальным ханафитским источникам, рекомендуемая длина бороды равняется размеру кулака. Ученые-ханафиты выбрали такое мнение из-за того, что это было практикой Ибн Умара, который, как известно, очень строго придерживался Сунны.
Однако если человеку угрожают какие-то неприятности из-за ношения бороды, он не попадет в грех, если подстрижет бороду короче, чем длина кулака. Единственно, нужно стараться избегать того, чтобы полностью сбривать бороду.
Примечание: Если по каким-то причинам естественного порядка у человека вообще не растет борода, на нем не будет греха из-за этого. Инша Аллах, он получит награду за то, что он имел намерение следовать Сунне, даже при том, что он не сумел отрастить бороду.
- А Аллах знает лучше.
- Вассалям.
- Оригинал ответа.
Источник: https://al-isnad.kz/fikh/kakov-hukm-pravilo-nosheniya-borody-v-hanafitskom-mazhabe/