Дискоммуникация: что это такое и как с ней бороться?

Определение дискоммуникации. Какое влияние она оказывает на итоги общения между собеседниками. Как избежать дискоммуникации.

Дискоммуникация – это намеренное отклонение собеседником от заданной темы дискуссии с целью избежать общения на неприятную или не интересующую его тему.Приёмы дискоммуникации, используемые нерадивым собеседником, способны тормозить решение сложных вопросов и принятие решений.

Поговорим подробнее о значении дискоммуникации в психологии общения между людьми.

Коммуникация переоценена. Час одиночества продуктивнее недели разговоров.Павел Дуров

Дискоммуникация: что это такое и как с ней бороться?↑В отличие от коммуникации, которая в самом общем смысле представляет собой общение между людьми, дискоммуникация обозначает одно из его нарушений.В этом случае собеседник намеренно делает все возможное, чтобы не общаться на обозначенную тему. К примеру, в рамках темы «Я хочу похудеть» обсуждаются различные диеты, занятия спортом и прочие способы похудения. Намеренное отклонение от этой темы и будет являться дискоммуникацией.

Дискоммуникация может выглядеть по-разному, в зависимости от стратегии, выбранной собеседником:

  1. «Я слишком хорош (а)/плох (а), чтобы это обсуждать»;
  2. «Ты/вы слишком хорош (и)/плох (и), чтобы это обсуждать»;
  3. «Тема разговора слишком хороша/плоха, чтобы ее обсуждать»;
  4. «Ты умный (ая)/некрасивый (ая)/толстый (ая)/живешь за границей, и поэтому…» Дальнейшее, как правило, к теме не относится. Комментатор использует определенные качества человека, предложившего тему, чтобы высказаться на совершенно постороннюю тему;
  5. «Я гордый (ая)/самодостаточный (ая)/уставший (ая) от жизни/слишком взрослый (ая), и поэтому…» Та же ситуация, что и в пункте 4, только для пространных рассуждений комментатор использует собственные качества;
  6. «Когда я вижу такое, я чувствую…» Далее комментатор высказывает, какие именно (чаще всего, негативные) чувства у него возникают при виде данной темы;
  7. «Это высказывание оскорбляет мою картину мира/политические взгляды/права хомячков, и…»
  8. «Вот почему это обсуждать не надо: …».

Дискоммуникация: что это такое и как с ней бороться?

Приведенные выше нарушения в процессе коммуникации встречаются как на просторах интернета, так и в повседневном общении. И, если при личном разговоре эти приемы используются для отвлечения внимания от темы, которая собеседнику почему-либо неприятна, то в интернете они часто служат для привлечения внимания.В интернете – никак. Ответив человеку на так называемый «сознательный оффтоп», вы дадите ему стимул продолжать в том же духе. Несмотря на то, что комментарии таких людей часто носят провокационный характер, их следует игнорировать, а по возможности и удалять комментарии.При личном общении следует мягко, но настойчиво, вернуть собеседника к обсуждаемой теме: «Мне кажется, мы несколько отвлеклись…».Дискоммуникация – это психологическая уловка, которая может преследовать различные цели при общении. Однако не стоит позволять людям ею пользоваться.

  1. Знание приемов (примеров) дискоммуникации и методов защиты от них позволяет направлять общение в нужное русло, а также защищать себя от ненужного негатива.
  2. Клинских Наталья · 08 сен, 2017

Источник: https://PsyMod.ru/psikhologiya-obshcheniya/2059-diskommunikacija-chto-jeto-takoe.html

Как дискоммуникация разрушает команды

Помните, как в книге о Гарри Поттере волшебная шляпа определяла, на каком факультете будет учиться ученик? Сегодняшняя бизнес-литература полна инструментария, похожего на волшебную шляпу. Прошел кандидат на должность несколько тестов, – и сразу видно, как им правильно управлять, чем он мотивируется, каковы его сильные и слабые стороны и т.д.

И вот вы якобы четко по схемам подобрали всех игроков для своей команды, верно скомпоновали, на всех ярлыки подвесили. А группа все равно работает не как швейцарские часы, а как Лебедь, Рак и Щука из известной басни! В чем проблема? Существуют пять препятствий на пути к команде мечты.

Верю – не верю

Недоверие членов команды друг к другу – первая и самая главная из этих препятствий. Не секрет, что люди нуждаются в социальном одобрении, признании. И те, кто занимает высокие должности, – не исключение. Наряду с амбициозностью и высокой квалификацией часто шагает глубоко спрятанный страх, что кто-нибудь может обвинить в непрофессионализме, недостаточном таланте или устарелости взглядов.

Очень часто группа высококвалифицированных специалистов не может достичь результатов именно потому, что они просто боятся показать свои слабости, услышать критику или обвинения в недостаточной профессиональности. Недоверие специалистов среднего уровня к своим коллегам приводит к нежеланию обращаться за помощью или помогать. Это никак не способствует ни скорости, ни качеству работы команды.

В ситуации недоверия люди часто преждевременно делают выводы о коллегах, не прислушаются друг к другу, тратят больше времени на то, чтобы произвести впечатление, чем на саму работу.

Не вижу, не слышу, ничего не говорю

Второй проблемой многих коллективов является избегание конфликтов. Для кого-то это прозвучит довольно странно. Ведь нередко в коллективах довольно неплохие специалисты постоянно с кем-то ссорятся, вовлекают в интриги, делят команду на лагеря «за» и «против». И все мечтают, чтобы таких конфликтных персонажей в их командах было как можно меньше.

Когда речь идет об избегании конфликта как препятствия к продуктивной работе команды, имеются в виду исключительно конструктивные конфликты, и только на тему рабочих проектов.

Часто в компаниях, особенно в командах наемных топов, наблюдается феномен группового мышления, то есть нездорового конформизма, что приводит к непроизводительным решениям.

Причин такого поведения много: от уверенности в высоком профессионализме остальных членов команды до нежелания начинать такой энергоемкий процесс, как внесение предложения и отстаивание своего мнения, недоверия к другим членам команды.

Результатом избегания конфликтов в команде становятся скучные и непродуктивные совещания, неэффективное расходование рабочего времени, затягивание принятия важных для компании решений.

Поэтому только в ситуации полного доверия можно дискутировать о бизнес-стратегиях, определенных рабочих решениях. Только при таком условии результатом конфликта будет не разделение команды на лагеря, а общее конструктивное решение, новый толчок для бизнеса.

Без энтузиазма и для «галочки»

Третье препятствие на пути команды к успеху – это необязательность. Если решение обсуждено и принято всеми, каждый верит в эффективность плана и выполняет часть работы, которая является его зоной ответственности.

Когда же решение было предложено кем-то одним и принято остальной командой только номинально, ответственности ни у кого не возникает. Ведь внутреннего согласия на это не было! Кстати, то же происходит, когда решение «спускают» сверху без объяснений целей определенной деятельности.

Если исполнитель не верит в план, то рассчитывать на его энтузиазм не стоит. В лучшем случае, он все сделает для «галочки», в худшем – это будет тихий саботаж.

Без вопросов

Следующее препятствие – отсутствие требований к другим членам команды. Когда человек не верит в план, не чувствует личной ответственности за его выполнение, то к коллегам и подчиненным он никаких требований не имеет.

Конечно, можно регулярно приходить и менторским тоном спрашивать, все ли у коллеги сделано.

Но, как правило, когда человек требовательный к себе, то и требования к другим он проявляет значительно более тактично и конструктивно: больше поддерживает, спрашивает о сложностях, предлагает решения или собственную помощь. Ведь все – ради общей цели!

Процесс ради процесса

Отдельным пунктом среди препятствий к созданию идеальной команды является равнодушие к общему результату.

Причем достаточно одного такого равнодушного человека, чтобы превратить работу всей команды в процесс ради процесса.

Когда каждый член команды осознает, что все единодушно хотят успеха компании/проекта, это помогает не зацикливаться на своем эго, а искать как можно более производительные решения.

Как видно, все эти препятствия взаимосвязаны, одна вызывает другую. Поэтому и работать над их устранением нужно комплексно и одновременно.

Вместо универсальной таблетки

Как же преодолеть эти препятствия? Прежде всего, нужно настроиться на длительный и довольно сложный процесс. Формирование атмосферы доверия не происходит ни за один сеанс том-билдинга, ни, тем более, за один корпоратив.

И нужно с чего-то начинать! Эффективным стартом будет более близкое знакомство в неформальной обстановке. Не нужно просить каждого рассказать о сокровенных мечтах или страхах.

Но если каждый расскажет о своей жизни вне работы, например, хобби, домашних животных, семье, приятных воспоминаниях, то это поможет членам команды смотреть друг на друга как на интересных личностей и партнеров, а не как конкурентов на должность.

Более рискованным, сложным, но очень продуктивным может быть разъяснение каждым членом команды своих функций и общего вклада в успех проекта с последующим обсуждением в рамках коллектива.

Такое упражнение уже требует определенного уровня доверия в команде и обязательного присутствия квалифицированного модератора встречи, который бы направлял дискуссию в исключительно конструктивное направление.

В процессе работы важно регулярно предоставлять обратную связь и получать ее от коллег. Конечно, делать это надо в максимально тактичной и исключительно конструктивной форме. Пусть не всегда обратная связь – «бальзам» на эго. Но и для личного самосовершенствования, и для общего успеха проекта это просто необходимо.

То, что лидер команды должны быть образцом, ни для кого не новость. Но важно, чтобы он был примером для подражания в упражнениях или делах, помогающие преодолеть трудности в команде.

Кроме создания соответствующей атмосферы, в которой никто не будет бояться показать свою уязвимость, он первым должен рассказать о каких-то личных вещах, причем честно, а не наигранно.

Это существенно снизит общий уровень напряженности в команде.

Для преодоления страха конфликтов профессионализм и авторитет лидера также имеют определяющее значение. Прежде всего, лидер должен преодолеть в себе естественное стремление сдержать спор и взять на себя роль модератора совещаний, стимулировать и направлять конфликт, касающийся решений по проекту.

Здесь очень важно предварительно изучить то, к какому поведению в конфликтной ситуации более склонен каждый участник команды, чтобы найти решение максимально быстро и при этом не допустить никакого негатива. На ответственности лидера – привести команду к такому решению, которое примут все.

Ведь тот, кто не соглашается с планом, и на себя ответственность за его выполнение потом не берет.

Эффективным шагом к преодолению необязательности является обычное подведение итогов после каждого совещания или принятия решения. При подведении итогов может оказаться, что не все члены команды одинаково понимают принятые решения и свои задачи.

Кроме того, важно помнить, что цели и задачи должны соответствовать критериям SMART: конкретность, измеримость, достижимость, актуальность, определенность во времени. Также полезным способом преодоления необязательности является анализ вероятных и худших прогнозов.

Он поможет понять возможные последствия бездействия и позитив от четкого выполнения каждым участником команды своей задачи.

Даже если внутренний судья не спит и требует выполнить свою часть работы безупречно, сама мысль о контроле и требованиях к коллегам у многих может вызвать стресс. Более того, в командах, имеющих теплые межличностные отношения, особенно сложно добиться такого поведения.

Чтобы преодолеть эту ситуацию, пригодится совместное принятие стандартов деятельности и поведения в компании, стандартов предоставления услуг или изготовления продукта. Также полезно ввести поощрение не индивидуальное, а командное.

Для лидера команды, кроме указанных выше шагов, важно научиться делегировать требовательность, а не быть единоличным борцом за дисциплину. И это, как показывает практика, достаточно сложно.

И в случае успеха с него снимается роль «плохого полицейского» и остается только судейство в сложных случаях, когда команда долго не может прийти к согласию.

Последнее из упомянутых препятствий – равнодушие к общему результату. Преодолеть его очень сложно, но не невозможно. Один из вариантов, как сделать общую цель личной для каждого – опубликовать о намерениях и планах команды.

Как видим, все препятствия на пути к идеальной команде состоят в недостаточной коммуникации между членами команды. И, соответственно, все рекомендации по преодолению этих препятствий также лежат в плоскости налаживания не формального, а действительно конструктивного общения в команде.

Читайте также:  Как правильно выбрать мужские трусы на разные случаи жизни

Научить команду взаимодействовать конструктивно должен лидер. Но для этого он сам должен не только понять принципы такой работы, но и усвоить много конкретных инструментов влияния. В этом вопросе лидеру может эффективно помочь командный коуч. Коуч поможет лидеру освоить премудрости командной работы  и в последующем стать самому коучем для своих подчиненных.

# коучинг # лайф коучинг # бизнес коучинг # карьерный коучинг # лайф коуч # бизнес коуч # карьерный коуч # executive коуч # карьерное консультирование

Источник: https://coach-success.ru/kak-diskommunikatsiya-razrushaet-komandy/

Синдром дискоммуникации

Кажется парадоксальным , что в наш бурный век развития передовых технологий коммуникации (интернет,спутники связи,видеотелефоны , сотовые телефоны и др.) , устранивших нашу разобщенность в пространстве, люди все чаще говорят о «некоммуникабельности » и разобщенности в реальной жизни. Человек  в обществе становится одиноким…

Влияние на человека разобщающих факторов, таких как :  избыточность принудительных контактов,получение информации не выходя из собственной квартиры ,проведение свободного времени у телевизора  и компьютера -ведет к своеобразному » синдрому дискоммуникации», который можно представить в четырех вариантах:

1)  стремление к контакту с невозможностью найти собеседника(чувство одиночества в кругу людей);2)  стремление к контакту с неспособностью завязать и наладить общение даже при наличии подходящих собеседников (коммуникативная беспомощность);3)  стремление к контакту с целью разрядить накопившиеся агрессивные импульсы (конфликтное общение);

4)  угашение стремления к контактам (усталость от контактов, непереносимость контактов ,уход в себя).

Рассмотрим наиболее встречающиеся проблемы коммуникации , встречающиеся у молодых людей от 15 до 26 лет.

Общаясь , думаю о постороннем(Дима ,24года) Во время сложных переговоров, публичных выступлений, в отношениях с красивыми и умными девушками у меня иногда наступает ступор по следующим причинам: я думаю не о самой проблеме, путях ее решения, возможных альтернативах… а о природе вещей в целом.

Например, когда разговариваю с девушкой, то вместо того ,чтобы пошутить, я думаю о том, «как-то у меня не получается разговаривать с девушками» и т.д. Во время выступления, я могу выступать достаточно красноречиво, если хорошо подготовлюсь, но в какой то момент у меня наступает ступор, когда я начинаю думать о том, что я думаю не о том. Т.е. я начинаю думать о том ,что я не думаю о нужном.

Мысли как бы назло отказываются работать в нужном направлении. В таких ответственных ситуациях у человека есть не более секунды, чтобы сориентироваться, мне ее не хватает, и это доставляет мне массу неудобств. Бывает, это не наступает неделями, а бывает каждый день, постоянно.

У меня есть предположения, что это связанно с фильмами ужасов, которые каждый из нас смотрит в детстве, в которых девушка убегая от маньяка имеет возможность нейтрализовать его, но вместо этого бежит дальше, а он поднимается и снова преследует ее.

Возможно, это звучит глупо, но я же рассказываю это психологу 🙂 Еще хочу добавить, что это состояние наступает, когда я начинаю жить нормальной, немного ленивой жизнью, т.е. высыпаюсь, работаю как положено 8 часов в день и.т.д. и исчезает тогда, когда я работаю с утра и до вечера без выходных, недосыпаю и.т.д. Где мне искать ответ?

Стесняюсь в обществе(Виола,15 лет).Понимаете,меня очень сильно беспокоит то,что я всегда молчу,когда рядом незнакомые люди.

С близкими,друзями я могу легко говорить на любые темы,а когда знакомлюсь с новыми людьми или они просто находятся рядом со мной и разговоривают с моими друзьями ,я не могу сказать ни слова.Рот у меня закрывается на замок.А если рядом мальчик,который мне нравится,то это вообще- катастрофа.

Все о чем-то говорят,шутят,а я молчу. Меня уже называют «девочка которая молчит».Я очень хочу как -то это перебороть.С каждым днем меня это волнует сильней и сильней. Помогите мне…

Комплексы в общении(Юрий,21год) Иногда мне кажется, что все возможные в психологии комплексы заключены во мне.У меня проблема в общении с новыми людьми.

У меня есть компания старых друзей, но в последнее время, я стал ощущать, что «вырос» из нее, хоть, возможно, и некрасиво так говорить. Просто я слушаю другую музыку, люблю читать, люблю театр и т.д. А они… ну простые люди, можно сказать приземленные…

Мне в последнее время просто не о чем с ними поговорить. Мне непонятны их проблемы и взгляды на жизнь, а им — мои. Но, при этом, мне очень сложно заводить новые знакомства.

В своей компании я могу быть весельчаком, рассказывать анекдоты, смешные истории, поддержать разговор,а с новыми людьми я теряюсь, не могу найти тему разговора и, в итоге, меня считают скучным тихоней. Недавно, по случайности, я попал в компанию людей, которые мне очень интересны.

Они — музыканты, художники, мне было интересно с ними, интересно послушать, о чем они говорят, чем живут. Но, при этом, я просто слова не мог выдавить из себя, сидел молча, как идиот, иногда посмеиваясь со всеми над чьей-то шуткой. Впечатление обо мне, думаю, понятно. Мне это ужасно мешает, я не могу найти новую девушку, новых друзей…

Тремор во время общения(Лина,26 лет)Дело в том, что я стесняюсь говорить на людях. Если раньше я просто отмалчивалась, то сейчас у меня начинают трястись руки, губы , в результате чего я не могу собрать в кучу свои мысли.

Муж иногда дома говорит, что у меня нет в себе уверенности, что я себя не люблю. При этих словах, я начинаю верить, что так оно и есть. Хотя ему этого не показываю и обвиняю его в том, что он меня не поддерживает.

В последнее время я очень часто стала обращать внимание на то, что не могу говорить без «трясущихся» рук. И это сильно мешает. Подскажите, можно ли от этого избавиться и как.

Такие вопросы сплошь и рядом возникают у молодежной аудитории и потребность в знаниях основ межличностного общения трудно переоценить.

Во всех описанных случаях мы имеем дело со следующим психологическим феноменом .

Присутствие других или общение с ними приводит к напряжению нервной системы.

Напряжение в свою очередь усиливает доминирующую реакцию : в первом случае — отвлеченность от темы разговора; во втором и третьем случае-стеснительность и социальная фобия; в четвертом-стеснительность и тремор рук.

Возникает внутренний конфликт между темой говорения и концентрацией на своей проблеме общения, который и усугубляет ситуацию.Какой же выход из ситуации?

Чтобы общение было успешнее , надо устранить эти конфликты путем сосредоточенности только на теме разговора и знании «предмета обсуждения.» И исключить обеспокоенность о внешнем облике( выглядеть безупречно).С целью уменьшения напряжения нервной системы увлечься успокаивающими восточными практиками ( скажем ,медитацией ).

В разговоре напряжение можна снять , если вслух проговорить Ваш страх. Выведенный наружу и проговоренный , он теряет свое влияние.Если в выступлениях донимает чрезмерное волнение — надо не стесняясь об этом сказать слушателям,называя вещи своими именами . Проговоренные опасения и страхи перестают нам докучать.

И не относитесь к общению так серйозно, скиньте с плеч груз ответственности и важности происходящего.1)Не придавайте очень большого значения оценкам окружающих,включите здоровый пофигизм.2)Важно знать , о чем говорить,постоянно повышать свои знания и эрудицию.3) Повышайте  свою самооценку.

Важно найти дело , где Вы будете лучше других.

И , главное ,помните , что реальная жизнь важнее всего, реальные друзья — друзья настоящие. Не придавайте слишком большого значения интернетной дружбе, она все равно из мира  фантастики.

Цените каждую реальную душу , с кем можно пообщаться вживую,выразить свои эмоции .

 А то неровен час  благодаря нашим передовим  коммуникативным технологиям  и насаждаемым   установкам   американского индивидуализма мы скоро утратим навыки живой речи и живого общения, и  не с кем будет даже   «поругаЦЦа» !

Источник: https://irena-tarno.livejournal.com/17603.html

Что такое "дископатия" и как с ней бороться

Все чаще мы сталкиваемся с неврологическими проблемами у наших друзей меньших. Одна из главных проблем, которая встречается в современном городском режиме, проблемы с межпозвоночными дисками (боли, хромота, частичный или полный парез задних конечностей). Возникают данные проблемы в следствии каких-либо травм или породных предрасположенностей.

Дископатия — собирательное название дегенеративных изменений структуры межпозвоночного диска. Заболевание встречается у всех пород собак, но более предрасположены хондродистрофоидные породы (таксы, пекинесы, той-терьеры, чихуа-хуа, французские бульдоги и др.)

В начале заболевания желеобразное содержимое центра диска минерализуется, густеет, превращается в плотную творожистую массу, межпозвоночный диск начинает терять свои амортизирующие свойства.

Данный процесс занимает от нескольких месяцев до нескольких лет, животное испытывает при нагрузках дискомфорт и боль. Затем, в следствии неудачного прыжка или определенной нагрузки, содержимое межпозвоночного диска выдавливается в просвет позвоночного канала.

Нарушается кровообращение, питание, а следовательно и функция спинного мозга по передаче нервных импульсов от головного мозга к органам и обратно.

Важно вовремя обратиться к ветеринарному врачу. Провести полный неврологический осмотр и соответствующую диагностику.

На осмотре врач выявит степень неврологического расстройства и примерную локализацию проблемы. Локализация патологического очага определяется на основании данных неврологического обследования и (при невозможности МРТ) миелографии – рентгеноконтрастного исследования спинного мозга.

При этом исследовании, под твердую оболочку спинного мозга вводится жидкость, обладающая рентгеноконтрастными свойствами.

Благодаря этому, на рентгенограмме становятся отчетливо видны контуры спинного мозга (в обычных условиях абсолютно прозрачного для рентгеновских лучей) и точные места его сдавления, деформации, разрушения.

При 1 степени неврологического расстройства можно назначить консервативную терапию — которая заключается в полном ограничении движения животного на 4-6 недель. В данном случае патологический очаг будет являться бомбой замедленного действия (высока вероятность повторного рецидива).

Основное лечение данных патологий хирургическое. Устраняется компрессия в месте давления на спинной мозг.

Существует много различных методик и техник выполнения операций, и хирург определяет какую именно целесообразно провести в том или ином случае поражения.

Несмотря на сложность и риски проведения диагностики и операции, своевременно проведенное хирургическое лечение в большинстве случаев заканчивается выздоровлением животного.

Прогноз при таких проблемах зависит от степени поражения спинного мозга и, как правило, напрямую зависит от того, как быстро владелец обратится в ветеринарную клинику.

Если у вашей собаки отказали конечности – не тяните, идите к хирургу! Не тратьте время на гомеопатию, витамины и такой препарат, как прозерин — прогноз ухудшается каждый час!

Источник: http://friends31.ru/stati/chto-takoe-diskopatiya-i-kak-s-nej-borotsya.html

Мидикоммуникация

Пять форм мидикоммуникации включают такие соци­ально-коммуникационные явления, как мода — основан­ная на подражании передача в социальном пространстве вещественных форм, образцов поведения и идей, эмоцио­нально привлекательных для социальных групп (отметим, что мода — продукт неокультуры, палеокультура моды не знала); переговоры обычный способ разрешения кон­фликтов и достижения соглашений между социальными группами; групповая иерархия складывается в крупных учреждениях (управленцы — рабочие), в армейских под­разделениях, в сословно-кастовых обществах, где контак­ты между группами четко регламентированы; адаптация к среде превращается в коммуникационную проблему для национальных диаспор, живущих среди чужеземцев; для иноверцев, например, мусульман среди христиан; для революционеров-подпольщиков и т.п.; руководство обще­ством осуществляется со стороны творческих групп, ге­нерирующих мировоззренческие смыслы, определяющие духовную (не материальную!) жизнь общества. Остано­вимся подробнее на этой форме мидикоммуникации.

Мировоззренческие смыслы — это знания, объясняю­щие наблюдаемые явления, происхождение человека и Вселенной, смысл человеческой жизни, идеалы, нормы и стимулы социальной деятельности.

Социальные группы, вырабатывающие эти смыслы и коммуникационные со­общения, в которых они запечатлены, оказываются в цент­редуховной жизни общества.

Эти центры смещаются по ходу социально-культурной эволюции.

Археокультуре свойственен мифоцентризм, храните­лем которого была каста жрецов, владевшая священным эзотерическим знанием. Для палеокультуры характерен религиоцептпризм, в русле которого находились литерату­ра, искусство, образование, философия.

Западноевропей­ская неокультура с XVII века (век гениев-универсалов) развивалась под эгидой светского знания во главе с фило­софией и в XIX веке постепенно перешла к наукоцентризму.

Читайте также:  Мужские дреды: прическа, которая подойдет не всем

Ученые-физики, экономисты, политологи определя­ли духовный климат в демократических западных стра­нах. Иначе дело было в России.

Неокультурная модернизация началась, как известно, с бурной реформаторской деятельности Петра I, которая в более мягкой манере была продолжена Екатериной I I . Главной военно-политической и экономической силой российского общества XVIII века было дворянство. По­сле 1761 г.

, когда согласно указу Петра III «О вольности дворянства», подтвержденному Екатериной, это сословие было освобождено от обязательной государственной службы и получило свободу рук для культурного творчества, была создана роскошная, блестящая, хотя и поверх­ностная дворянская культура, золотой век которой начал Н. М. Карамзин, а закончил М. Ю.

Лермонтов.

В духов­ной жизни России XVIII — первой половины XIX века сложилось характерное «двоецентрие»: один идеологичес­кий центр — православная церковь (вспомним уваровскую триаду «православие, самодержавие, народность»), а другой центр находился в Западной Европе, откуда рус­ские дворяне черпали то идеи Вольтера и Руссо, то либе­рализм мадам де Сталь и Бенжамена Констана, то утопи­ческий социализм А. Сен-Симона и Ш. Фурье.

Однако с пушкинских времен в духовной жизни Рос­сии стало происходить явление, неведомое Западной Ев­ропе — центром духовной жизни сделалась художествен­ная литература, а талантливые литераторы — писатели, поэты, критики стали «властителями мировоззренческих дум» русского общества, учителями и пророками. Вто­рая половина XIX века — эпоха русского литературо-центризма. К этому времени относятся хорошо извест­ные слова А. И. Герцена: «У народа, лишенного обще­ственной свободы, литература — единственная трибуна, с высоты которой он заставляет услышать крик своего возмущения и своей совести. Влияние литературы в по­добном обществе приобретает размеры, давно утрачен­ные другими странами Европы»[15]. Общеизвестная роль литературы в подготовке общественного мнения к отме­не крепостного права (Д. В. Григорович, И. С. Тургенев, Н. А. Некрасов), в зарождении и развертывании нигилиз­ма, народничества, толстовства, эмансипации женщин, ге­роизации образов самоотверженных боевиков подпольной России. Складывается характерная для критического ре­ализма тенденция учительства, проповедничества, обличительства. Литературоцентризм стал школой воспитания разночинной интеллигенции, расшатавшей колосс русско­го самодержавия.

Явление литературоцентризма в русской истории ин­тересно и поучительно в связи с тем, что оно показывает революционный потенциал, скрытый в недрах казалось бы самого мирного и безобидного социально-коммуника­ционного института — художественной литературы.

Советское время — господство политикоцентризма, содержание которого определялось группой руководящих коммунистических идеологов согласно формуле Г у М. На основе ленинского принципа партийности была создана гигантская пропагандистская система. Эта система обла­дала следующими чертами:

  • • допускался только управленческий монолог, изла­гающий идеологически выдержанные истины; со­мнения, возражения, инакомыслие, плюрализм бе­зоговорочно исключались, поэтому поля для диалога не было;
  • • централизованное управление, обеспечивающее со­гласованность и координированность всех воздей­ствий на массовое сознание;
  • • мобилизация всех коммуникационных ресурсов: средств массовой коммуникации, художественной литературы, кино, изобразительного искусства, театра;

В результате обеспечивалась высокая эффективность коммунистического воспитания человека новой форма­ции — хомо советикус. Хомо советикус — продукт совет­ской коммуникационной системы, ее родное детище, вы­ращенное на плодородной почве социальной мифологии.

Дело Ленина—Сталина, коммунистическое будущее человечества, партия — ум, честь и совесть эпохи, враждебное окружение и шпиономания, — это были сильные мифы, идеологически обеспечивающие и культ личности Стали­на, и сплоченность народа в годы предвоенных, военных и послевоенных испытаний.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Источник: https://studopedia.ru/4_151101_midikommunikatsiya.html

Борьба с дискриминацией в образовании

  • Борьба с дискриминацией в образовании
    Combating discrimination in education
  • Иванов Виктор Михайлович
  • Ivanov Victor Mikhaylovich

к.ф.н., доцент ВСФ ФГБОУ ВО РГУП, г. Иркутск

  1. [email protected]
  2. Саввина Екатерина Дмитриевна
    Savvina Ekaterina Dmitrievna
  3. студентка ВСФ ФГБОУ ВО РГУП, г. Иркутск

[email protected]

Аннотация. В статье рассматривается дискриминация в образовательной сфере, для борьбы с которой недостаточно широко приняты законы. В целях недопущения каких-либо форм дискриминации в образовании необходимо создать условия для ее полного уничтожения.

Annotation. In article discrimination in the education is considered. For prevention of any forms of discrimination in education, it is necessary to create conditions for its elimination.

Ключевые слова: дискриминация, образование, дети, государство, права, конвенция.

Keywords: discrimination, education, children, state, rights, convention.

Права детей, в отличие от прав взрослых людей, часто нарушаются или остаются без внимания, что является следствием их систематической дискриминации, как прямой, так и косвенной.

Дети подвергаются дискриминации, в целом, как группа («дискриминация на основе возраста»), и по таким признакам, как сексуальная ориентация, ограниченные возможности, половая принадлежность.

В некоторых случаях основанием для дискриминации являются несколько признаков одновременно.

Так, «Всеобщая декларация прав человека» от 10 декабря 1948 г. провозглашает принцип недопустимости дискриминации и дает право каждому человеку на образование: «образование должно быть направлено к полному развитию человеческой личности и к увеличению уважения к правам человека и основным свободам [1]».

Конвенция ООН «О борьбе с дискриминацией в области образования (принята 14.12.1960 г.

) в статье 1 дала  определение: «дискриминация» – это «всякое различие, исключение, ограничение или предпочтение по признаку расы, пола, цвета кожи, религии, языка, политических или иных убеждений, национального или социального происхождения, экономического положения или рождения, которое имеет целью или следствием нарушение или уничтожение равенства отношений в области образования, и, в частности: закрытие для какого-либо лица или группы лиц доступа к образованию любой ступени или типа; ограничение образования для какого-либо лица или группы лиц низшим уровнем образования; создание или сохранение раздельных систем образования или учебных заведений для каких-либо лиц или группы лиц…, или положение, несовместимое с достоинством человека, в которое ставится какое-либо лицо или группа лиц [2]».

В Конвенции термин «образование» относится ко всем типам и ступеням образования и включает доступ к образованию, уровень и качество обучения, а также условия, в которых оно ведется.

В целях устранения или предупреждения дискриминации, подпадающей под определение, государства согласно статье 3 обязуются: «отменить все административные распоряжения и законодательные постановления и прекратить административную практику дискриминационного характера в области образования; принять, если нужно, в законодательном порядке меры, необходимые для того, чтобы устранить всякую дискриминацию при приеме учащихся в учебные заведения; не допускать в том, что касается платы за обучение, предоставления стипендий и любой другой помощи учащимся, а также разрешений и льгот, которые могут быть необходимы для продолжения образования за границей, никаких различий в отношении к учащимся-гражданам данной страны со стороны государственных органов, кроме различий, основанных на их успехах или потребностях; предоставлять иностранным гражданам, проживающим на их территории, такой же доступ к образованию, что и своим гражданам; не допускать — в случаях, когда государственные органы предоставляют учебным заведениям те или иные виды помощи — никаких предпочтений или ограничений, основанных исключительно на принадлежности учащихся к какой-либо определенной группе [2]». Одновременно статья 2 излагает  ряд положений, которые не рассматриваются как дискриминация: «создание или сохранение раздельных систем образования или учебных заведений для учащихся разного пола в тех случаях, когда эти системы или заведения обеспечивают равный доступ к образованию, не допускать — в случаях, когда государственные органы предоставляют учебным заведениям те или иные виды помощи — никаких предпочтений или ограничений, основанных исключительно на принадлежности учащихся к какой-либо определенной группе, не допускать — в случаях, когда государственные органы предоставляют учебным заведениям те или иные виды помощи — никаких предпочтений или ограничений, основанных исключительно на принадлежности учащихся к какой-либо определенной группе;  когда они располагают помещениями и оборудованием равного качества и позволяют проходить обучение по одинаковым программам; создание или сохранение частных учебных заведений в тех случаях, когда их целью является не исключение какой-либо группы, а лишь дополнение возможностей образования, предоставляемых государством, при условии, что их деятельность действительно отвечает вышеуказанной цели и что даваемое ими образование соответствует нормам, предписанным или утвержденным компетентными органами образования, в частности, в отношении норм образования одной и той же ступени; создание или сохранение по мотивам языкового или религиозного характера раздельных систем образования или учебных заведений, дающих образование, соответствующее выбору родителей или законных опекунов учащихся, в тех случаях, когда включение в эти системы или поступление в эти заведения является добровольным и если даваемое ими образование соответствует нормам, предписанным или утвержденным компетентными органами образования, в частности в отношении образования одной и той же ступени [2]».

В частности, акты расовой дискриминации свершаются ежедневно в каждом уголке мира. По материалам исследований Amnesty International многие лица, пострадавшие от жестокости полиции в Европе и США, – чернокожие либо представители других национальных меньшинств. Государства обязаны предупреждать расовое насилие со стороны любого субъекта, а не только собственных должностных лиц.

Тем не менее, во многих странах жестокое обращение на расовой почве питают такие факторы как распространение ксенофобных настроений по отношению к иммиграции, дискриминация в рамках системы уголовного судопроизводства и действия участников вооружённых конфликтов.

Так, Amnesty International предпринял попытку решения дискриминации в Словакии. В этой стране дети-ромы (одна из западных ветвей цыган [4]) лишены права на достойное образование в рамках системы, допускающей их постоянную дискриминацию.

Многих количество детей помещают в отдельные школы, где учатся только ромы, а других отдают в специальные школы, несмотря на отсутствие отклонений в умственном развитии и затруднением в обучении.

В 2007 году в  докладе Amnesty International  под названием Still separate, Still unequal – Violations of the right to education of Romani children in Slovakia («До сих пор разделены, до сих пор неравноправны: нарушения права на образование детей-ромов в Словакии») рассказывается о повсеместной, но предотвратимой сегрегации детей.

Организация призывает словацкое правительство ликвидировать дискриминацию в сфере образования, упразднив отдельные школы для ромов, а Европейский союз – обеспечить надлежащую финансовую и техническую помощь. Они также призывают к полноправному участию ромов в выработке и реализации политических программ, влияющих на их жизнь.

Крайне пугающая дискриминация – отнесение ребенка к социальному ведомству. Значительное большинство детей с нарушением умственного развития исключены из системы образования. Их,  не принимают в школы (как в обычные, так и в специальные) под предлогом, что они не в состоянии освоить школьную программу.

Даже живущий в семье инвалид обречен на полную изоляцию от общества, что уж говорить о социальных интернатах. Треть детей из этой категории (29 тысяч) фактически изолированы от общества в детских домах-интернатах системы социальной защиты, где они лишены права на образование и обречены на личностную и социальную ограниченность.

36,7% из них считаются «необучаемыми» и лишены даже воспитания из-за отсутствия ставок воспитателей для работы с ними.

Если говорить о детях, от которых отказались родители, то первое страшное надругательство над их правами происходит «на выходе» из домов ребенка: решается, кто из детей «подлежит обучению», а кто — нет.

Ребенка относят либо к ведомству образования, либо к ведомству социальной защиты: учить тех, кто не попал в ведомство образования, по-прежнему считается малоэффективным расходованием государственных средств.

Для детей, живущих в семье, функции разделения детей «по ведомствам» повсеместно выполняют психолого-медико-педагогические комиссии, которые мешают  повышению образовательного уровня ребенка либо не допускают его к образованию вообще, предлагая изъять его из семьи и поместить в психоневрологические интернаты системы «соцзащиты».

Половая принадлежность имеет место быть в дискриминации.

Корреляция между образованием и профессиональным опытом женщин имеет двойственный характер: несмотря на равенство в правах на получение образования и выбора профессии, возможности женщин ущемлены  на рынке труда.

Читайте также:  Как вернуть девушку после расставания: советы психолога

Стоит сказать, что данная теория постепенно теряет свою значимость, поскольку в мире снизились показатели рождаемости, вырос средний возраст вступления в брак. Кроме того, современная бытовая техника и автоматизация  значительно упростили выполнение домашней работы.

Данные тенденции способствуют высвобождению времени, которое женщины сосредотачивают на развитие карьеры, тем самым увеличивая свой профессиональный опыт. Однако значительных изменений на рынке труда не произошло, а профессиональная сегрегация продолжает расти.

В Российском образовании, по мнению Н.А.

Деменевой, должны быть предприняты следующие мероприятия: сделать высшее образование доступным для всех на основе полного равенства и в зависимости от способностей каждого обеспечить во всех государственных учебных заведениях в равной степени высокий уровень образования и равные условия в отношении качества обучения; обеспечить соблюдение предусмотренной законом обязательности обучения. Разработать и осуществлять мероприятия по внедрению в учебный процесс современных технических средств преподавания (например, компьютерные технологии и т. д.) и осуществлять учебно-методическое руководство этой работой, повышать качество лекций в изучении общественных наук, освещая актуальные проблемы современности, постоянно обновляя лекционные курсы, совершенствовать проведение семинарских занятий, практиковать постановку и обсуждение студенческих докладов, проводить диспуты, дискуссии, круглые столы, организовывать научные студенческие конференции и конкурсы студенческих работ.

Библиографический список:

  1. Всеобщая декларация прав человека (принята Генеральной ссамблеей ООН 10.12.1948 г.)

2. Конвенция о борьбе с дискриминацией в области образования.

Источник: https://posidpo.ru/borba-s-diskriminatsiey-v-obrazovanii/

Коммуникация как ключевое понятие медиа: современная проблематика, гносеологический аспект



В статье уделяется основное внимание дефинициям «медиакоммуникация» и «коммуникация» как основным понятиям медийной сферы. Автор объясняет современную проблематику исследовательской деятельности в этой области и дает свое определение понятия «медиакоммуникация». И с точки зрения теории познания (гносеологии) обозначает проблемы инженерии знаний в медиакоммуникационной сфере.

Ключевые слова: медиакоммуникация, сфера медиа, теории коммуникаций

Российские и зарубежные ученые продолжают исследовать коммуникационные процессы современности, интерес к этой сфере человеческой деятельности не теряет своей силы и актуальности.

Разработки продолжаются в связи с тем, что коммуникация испытывает качественные изменения: расширяется информационное поле, появляются новые средства доступа к информации, происходит конвергенция с другими научными областями.

Филологов, социологов, психологов, экономистов в последние годы объединило новое поле деятельности — медиакоммуникация.

Специалист по социальным коммуникациям Е. С. Цымбаленко описывает уже свершившиеся преобразования (трансформации) в коммуникациях и называет причины: глобализация, информатизация, технологизация, информационно-коммуникационная революция [1. с. 1].

Связи, которые раньше объединяли исключительно журналистское сообщество, расширились и теперь вбирают в себя самые разные экономические, социальные, политические, культурные и другие структуры.

Если еще 20 лет назад журналистика была явлением обособленным (закрытый производственный процесс, специфичный и качественный подбор журналистов, ограниченное количество СМИ), то сейчас вузы переполнены будущими журналистами, в маленьких населенных пунктах есть своя печать, а в каждом крупном городе сразу несколько телевизионных студий конкурируют между собой.

Формируются признаки медиареальности. Вопрос о статусе медиареальности лежит в плоскости философского анализа.

Особенно актуален и очевиден он стал в середине ХХ века, когда массовая коммуникации стала осуществлять регулятивные функции в обществе (а именно: мировоззренческую, организационную, прогностическую, познавательную), и когда появился еще один канал связи между отправителем и многотысячной аудиторией. Телевидение, совместившее звуковой сигнал и зрительные образы, пространство и время, породило медиареальность.

В речевой оборот активно вошли слова с приставкой «медиа». Научное сообщество все чаще рассматривает социокультурные процессы именно с точки зрения медийности, массовости, транслируемости. На сегодняшний день существуют исследования по медиалингвистике, медиакультуре, медиаэкономике, медиатизации и так далее.

Внедрение в язык этих неологизмов, говорит о том, что практически любое социальное явление, культурный процесс и сама человеческая деятельность рассматривается, в том числе, с позиции медийности. Современная структура медиа начинает иметь признаки государственности.

У масс-медиа есть свои ресурсы, свое медиапространство, свой зритель, разработана своя медиаэкономика, свой язык, своя внутриполитическая и внешнеполитическая деятельность.

Важность исследования не так давно появившегося феномена информационно-технологической цивилизации вызвана глобальными изменениями во всех сферах жизни общества и каждого отдельно взятого человека, а также созданием индустрии производства и обработки информации. Но что, в сущности, мы знаем о медиакоммуникации, как новом пространстве жизнедеятельности человека?

  • Существует 4 основных вида гносеологических проблем инженерии знаний. Это:
  • − обрывочность, фрагментарность знаний (из-за нарушений принципа системности или ошибок в выборе фокуса внимания);
  • − противоречивость знаний (из-за естественной противоречивости природы и общества, неполноты извлеченных знаний);
  • − ошибочная классификация (из-за неправильного определения числа классов или неточного описания класса);

− ошибочный уровень обобщения (из-за чрезмерной детализации или обобщенности классов объектов) [2. с. 1135]. С каждым из этих барьеров сталкиваются накопленные знания о медиакоммуникации. Термин «медиакоммуникация» до сих пор не имеет общепринятых рамок.

Каждый исследователь интерпретирует дефиницию по своему, идет поиск наиболее удачной смысловой конструкции, с которой согласилось бы большинство ученых. Многие накопленные знания противоречивы. Существует полярность взглядов на деятельность средств массовой информации. Когнитивная деятельность теоретиков наталкивается на прагматичную позицию практиков.

Одни исследователи полагаются на эксперименты и опросы, другие на личные эмпирические результаты. В связи с этим, остается нерешенной проблема определения понятия «медиакоммуникация».

В широком смысле коммуникация — это информационная связь в обществе. Если передачу массовой информации осуществляет СМИ, то тогда речь заходит уже о более конкретном направлении — медиакоммуникации. У медиакоммуникации есть своя этимология.

Латинский язык расшифровывает понятие медиакоммуникации, как «communication» — сообщение, передача и «medium», что означает промежуточное, посредническое. Слабо определена и сама дефиниция «коммуникация». Такие исследователи как А. Б. Зверинцев, С. В.

Бориснёв [3, 4] и многие другие профессионалы-лингвисты сходятся на том, что коммуникация подразумевает обмен информацией, данными или эмоциональным состоянием. Современный толковый словарь русского языка Т. Ф. Ефремовой указывает на то, что коммуникация — это сообщение, связь; во втором значении — общение и контакт [5].

Ему же вторит Большой Энциклопедический словарь, уточняя, что это специфическая форма взаимодействия между людьми, осуществляющаяся главным образом при помощи языка [6]. Автор учебного пособия «Введение в теорию коммуникации» В. Б. Кашкин отмечает, что «определений у коммуникации столько же, сколько и авторов работ над ней» [7. с. 14].

Из вышесказанного можно понять, что есть потребность ввести в рамки дефиницию «коммуникация» и это является теоретико-познавательной и общефилософской задачами. В общих чертах коммуникацию можно обрисовать, как смысловую взаимосвязь между людьми.

Чтобы перейти к понятию «медиакоммуникация» и попробовать рассмотреть сущность и фактические данные этого термина, прежде, необходимо учесть типологию коммуникации по количеству задействованных в ней людей. Выделяются три категории — межличностная коммуникация, групповая и массовая.

Групповая коммуникация может включать три человека, а может идти речь и о большой аудитории, тогда вовлеченных в коммуникативный процесс может быть сотни человек. На данный момент нет четко обоснованных показателей, которые бы разделяли групповой уровень коммуникации от массового. Условные границы определяют специалисты СМИ, полагаясь на российское законодательство.

А в нем указано, что издание считается массовым, если его тираж составляет свыше 1000 экземпляров. Если обозначенная цифра не достигнута, то издание не может вести коммуникативный процесс с массовой аудиторией. Безусловно, технологии являются обязательным нюансом в реализации массовой коммуникации. Телевидение, радио, газеты — очевидные примеры.

Например, если оратор будет выступать перед тысячной аудиторией без средств распространения звука, коммуникация будет нарушена. Гул будет съедать четкость звуковых волн, соответственно, смысловой посыл будет испытывать преграду и в итоге нарушится.

Основываясь на этих трех необходимых факторах (смысловая передача, массовая аудитория и техника), можно вывести следующее определение. Медиакоммуникация — это информационная взаимосвязь между тысячами людей, которая осуществляется с помощью технических средств.

Похожую интерпретацию дает и профессор Василик М. А., объяснив массовую коммуникацию, как социальную информацию, передаваемую широким аудиториям, рассредоточенным во времени и пространстве с помощью искусственных каналов [8. с. 449].

На сегодняшний день медиакоммуникация еще не оформилась в отдельную структуру со своими понятиями и концепциями. Поэтому исследования коммуникационных процессов в медийной отрасли всё еще опираются на теории коммуникаций. Их существует огромное множество.

Одна из трудных гносеологических задач в изучении существующих теорий коммуникации — это отсутствие их четкой классификации. Например, специалист в области коммуникаций Г. Г. Почепцов приводит 25 моделей коммуникации 25 авторов [9]. Эти 25 моделей в свою очередь кем-то из исследователей дополнялись или углублялись.

Таким образом, в реальности теоретических рассуждений на тему коммуникаций еще больше.

Чтобы описать общее состояние исследовательской деятельности в области медиакоммуникаций стоит обратиться к французским авторам, философу Жилю Делёзу и психоаналитику Феликсу Гваттари. Они разработали категорию «ризома», позаимствовав термин из ботаники.

В этой естественной науке он обозначал корневую систему без основного, центрального корня, но с множеством хаотически переплетающихся корешков. В самом широком смысле «ризома» может служить образом мира, в котором отсутствует централизация, упорядоченность и симметрия. А. В.

Назарчук, анализируя в своей научной статье работы Ж. Делёза и Ф. Гваттари, отмечает: «основной принцип, лежащий в основе устройства ризомы, это «связь и гетерогенность».

Согласно ему, каждая точка корневища может быть соединена с любой другой — ризома не имеет исходного пункта развития, она децентрирована и антииерархична [10].

Термин «ризома» можно применить и к системе исследований коммуникаций и медиакоммуникаций. Безусловно, все теории коммуникаций связаны между собой, но никакая так и не стала предпочтительнее для научного сообщества. Также не имеет общего признания термины «коммуникация», «медиакоммуникация», и всё же все они пересекаются и учитываются.

Область медиакоммуникации настолько разносторонняя и многообразная, настолько этот феномен неоднозначен, что порождает множество исследований. Разработкой теоретических подходов к изучению этого явления занимаются разные науки — и философия, и социология, и филология.

Массовая коммуникация оказывается в фокусе самых разнообразных подходов и вбирает в себя десятки интересных концепций. Однако исследовательская система остается «без корня». Если вновь обратиться к ботанике, то из земли проще извлечь растение со стержневой корневой системой.

А вот корень, который состоит из множества придаточных, захвативших землю по горизонтали, сложнее лишить насиженного места. Будет ли применим этот закон для гуманитарной науки — это вопрос времени и философских исследований.

Но то, что социальная реальность на сегодняшний день все чаще рассматривается с позиции медиа, уже очевидно.

Литература:

  1. Цымбаленко Е. С. Трансформационные явления в медиакоммуникациях [Электронный ресурс], http://elibrary.ru/item.asp?id=22676004.html — статья в интернете.
  2. Горкальцева Е. Н. Когнитивность в современном образовании // Известия Самарского научного центра Российской академии наук, т. 14, № 2(5), 2012. С. 1134–1137.
  3. Зверинцев А. Б. Коммуникационный менеджмент. Рабочая книга менеджера PR. — Санкт-Петербург: Изд-во Буковского, 1995. — 267 с.
  4. Бориснёв С. В. Социология коммуникации: Учебное пособие для вузов. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003. — 270 с.
  5. Ефремова Т. Ф. Новый словарь русского языка. Толково-образовательный. – М.: Рус. яз. 2000. – в 2 т. – 1209 с.
  6. Большой энциклопедический словарь. Языкознание / гл. ред. В. Н. Ярцева. М.: Науч. изд-во «Большая Рос. Энциклопедия», 2000. 688 с.: ил.
  7. Кашкин В. Б. Введение в теорию коммуникации: Учеб. пособие. — Воронеж: Изд-во ВГТУ, 2000. — 175 с.
  8. Основы теории коммуникации: учебник / Под ред. проф. М. А. Василика. М.: Гардарики, 2003. — 615 с.
  9. Почепцов Г. Г. Медиа: теория массовых коммуникаций. Киев: Альтерпрес, 2008. — 416 с.
  10. Назарчук А. В. Идея коммуникации и новые философские понятия ХХ века [Электронный ресурс], http://vphil.ru/index.php?id=324&option=com_content&task=view — статья в интернете.

Основные термины (генерируются автоматически): массовая коммуникация, коммуникация, теория коммуникаций, исследовательская деятельность, коммуникативный процесс, массовая аудитория, массовая информация, научное сообщество, связь.

Источник: https://moluch.ru/archive/118/32762/

Ссылка на основную публикацию