Казачьи усы: как выглядят и что символизируют?

23:41, 15 июня 2012

Ветхозаветный сюжет о Самсоне, герое древнего Израиля, и филистимлянке Далиле едва ли не первое в литературе свидетельство не только о предательстве и коварстве, но и о магической силе мужских волос.

  Главная интрига сюжета сводится к тому, как коварная Далила, используя свои женские чары, выведала у богатыря Самсона секрет его недюжинной  силы,  заключавшейся, как оказалось, в его волосах.

Едва с головы богатыря «остригли семь кос», он утратил свою мощь и был пленен филистимлянами.  

В  период древности, античности, средневековья и нового времени носить бороду или же брить ее – всегда имело значение. Борода символизировала мужскую силу, достоинство, мудрость, благородство. 

Древние египтяне, шумеры, ассирийцы и персы относились к своим бородам с особым почтением, даже с пиететом. Их холили, лелеяли, тщательно расчесывали, красили, завивали, заплетали в локоны и косички. А египетская царица Хатшепсут, будучи женщиной, заказывала парадные портреты, на которых приказывала изображать себя с характерной бородкой.

Древнегреческие мужчины носили исключительно длинные бороды и усы, Спарта стала последним оплотом этого обычая. Эпоха эллинизма принесла не только бритву, но и смеси, выводящие волосы на лице. Александр Македонский завоевал полмира с солдатами, лица которых были выбриты начисто. 

В Европе гладкий подбородок и пышные бороды были сменяющими друг друга трендами.  Многие императоры вошли в историю под именами, связанными с характерными признаками их бород.

Император Священной Римской империи германской нации вошел в историю как Фридрих I Барбаросса, что значит   «рыжая (или красная) бородушка».

А  Генрих VIII известен как  «Синяя борода», основатель династии Тюдоров, герой страшной сказки, убивающий своих жен. 

Если в Европе с XVIII в. мужчины предпочитали бриться, но ношение бороды допускалось и определялось личным вкусом владельца или желанием следовать моде, то в России тема бритья бород становится вопросом государственной важности.

О том, как обстояло дело в России с бородачами, можно вообще написать целую книгу. Знаменитый указ Петра I о бритье бород,  пошлины за право носить бороду, мода на бороды в середине XIX века в среде русской интеллигенции и неслуживого дворянства – целая энциклопедия моды, история нравов и «хаоса» на лицах. 

Борода во многих культурах вплоть до начала ХХ в. считалась символом мужской силы, мудрости и благородства..

Интересно, что культурологи считают остриженность и выбритость проявлением  социального контроля и обращают внимание на то, что у мужчины, который только что расстался со своей бородой, меняется вся система жестов – исчезают степенность, спокойствие, достоинство, с которым он раньше поглаживал свою бороду, и новое выражение лица, не скрытое бородой, бывает самым неожиданным.

Тема бороды и усов на Северном Кавказе практически не исследована. Хотя описаний внешности горцев в различных источниках более чем достаточно для серьезного культурологического исследования. Пока что остановимся на общеизвестных фактах.

Борода и усы считались символами взрослого зрелого мужчины, демонстрирующими его волю и честь. Например, черкесы определяли зрелость молодого мужчины такими словами — «у него усы-борода сомкнулись».

Хаджи Керантук Берзег — один из лидеров освободительной войны горцев Западного Кавказа. Фото 1860-х гг. Из коллекции Тимура Дзуганова.

 Все наибы имама Шамиля носили бороды…

 Ученый из Кабардино-Балкарии Хасан Яхтанигов в своей статье «К вопросу о традиционной внешности горцев» приводит архивные данные, в которых указание на цвет бороды является важной строкой при описании внешности.

«Эдыг Жилехажев 65 лет – борода седая…, Иналуко Ухов 50 лет – борода русая,… Ибрагим Мирзоев 55 лет, борода русая…, Мусса Губыров борода русая…, Жандар Шортанов 50 лет борода с проседью…, Эрту Жануев 80 лет борода седая, Ачакай Хаджиев 60 лет борода с проседью…, Исхак Байрамуков 35 лет, борода русая…»

Мужчины отращивали бороду на Кавказе с 35 -40 лет. Фото из коллекции Тимура Дзуганова. Публикуется впервые.

Писатель – декабрист А.А. Бестужев – Марлинский написал об усах на Кавказе так: «Усы кавказских джигитов – это настоящие мостики любви – это не то, что наши петербургские – обрезанные также как и наши идеалы».

Молодые мужчины до 30-35 лет бороды не носили, но отращивали усы.

В XIX веке все горцы, начиная с детского возраста, и до глубокой старости брили голову. Лишь молодые люди  (до 25– 30  лет) оставляли на макушке хохолок — это было характерно для многих народов региона от Кабарды до Дагестана.

С 35–40 лет мужчины отпускали бороду, и это было знаком перехода в возрастную категорию «старших».

Более молодым отпускать бороду считалось неприличным — это воспринималось как претензия на не соответствующий возрасту и незаслуженный статус. 

На фото — Александр Хромаев. Дигория. Начало ХХ в. Фото предоставлено Азаматом Берзеговым, правнуком Александра Хромаева. Публикуется впервые. 

Бывали случаи,  когда молодой мужчина отпускал бороду —  если умирали отец и старшие братья, и он становился главой семьи.

С наступлением совершеннолетия оставляли усы и тщательно с ними ухаживали. Авторы  книги «Повседневная жизнь горцев Северного Кавказа в XIX веке» Шапи Казиев и Игорь Карпеев пишут об особой суповой ложке, которая позволяла не пачкать усы и бороду во время приема пищи.

Люди в возрасте на Восточном Кавказе иногда красили усы и бороду хной.  В случае нападения на аул его защитники с крашеными бородами хотя бы издалека выглядели молодым и сильным войском, пишут Ш. Казиев и И. Карпеев.

В конце XIX и начале XX веков горская интеллигенция и те военные, которые служили в России, стали брить бороды, как это было принято среди российского военного класса.

О горцах с бородой или без – в СССР, в период моды на бородку Де Ниро после фильма «Схватка», о бородах, предписанных исламом и о политизации темы бороды на Северном Кавказе – читайте дальше..

Источник: https://www.kavkaz-uzel.eu/blogs/1927/posts/11802

Усы казака — история вопроса и особенности ухода

Усы казака уже давно вошли в историю, они являются неотъемлемой частью образа сильного, волевого, мужественного человека. Казачья бородавстречается чуть реже, не имеет столь четкого стиля, хотя тоже является узнаваемым казачьим атрибутом. Любой вид усов требует от человека особого внимания, заботы, постоянного ухода, поддержания формы.

Немного истории

Казаки вели свою военную и обычную жизнь, как другие люди тех времен: имели семью, растили детей, возделывали поля, ходили на службу. Растительность, обрамляющая область над верхней губой, прикрывающая линию подбородка, присутствовала в казачьих поселениях у всех мужчин. Не носили ее только те люди, генетические особенности которых не позволяли им обзавестись вожделенным аксессуаром.

Во времена становления казачества, страной правил Петр Первый, взявший курс на Европу. Для казаков имелись некие поблажки, в отличие от бояр, служащих, которым было приказано брить бороды, казаки имели право самостоятельно принимать решение подобное решение.

Этот народ носил развивающиеся усы, напоминающие своей формой, размах крыльев хищного пернатого. Сбривание их считалось настоящим предательством, сигналом к тому, что человек принял решение выйти из казачьих рядов.

Когда казак, помимо усов, отращивал бороду, это свидетельствовало о том, что он обзавелся женой.

Что символизируют усы казака

Казачество считало своей визитной карточкой своеобразный чуб, по которому жители Сечи узнавали друг друга. Его носили за левым ухом, по его длине, форме, судили о звании человека, его чине, опыте, боевой выучке.

Чуб носили не все, для молодежи он находился под строгим запретом, ведь парни еще не участвовали в войнах, не заработали грехи за убийства. Считалось, что после смерти, казаки попадут в ад, только за чуб их мог схватить Господь, чтобы достать из геенны огненной, если они были достойны подобного спасения.

Усы имели такое значение:

  • предмет гордости, требующий заботы, отращивания;
  • признак достоинства, воинской славы;
  • символ мужества, опыта.

Если представитель такого рода не имел данного атрибута, его считали предателем, изгоняли из общества.

Как выглядят фото

Казачий образ, обязательно включающий в себя усы, узнаваем издалека. Ознакомиться с характерными стрижками, образом жизни, особым колоритом, национальными традициями, можно на фотографиях.

Как отрастить и ухаживать за казачьими усами

Не все люди, принявшие решение отращивать волосы на лице, быстро достигают желаемого. Даже после нескольких недель полного отказа от бритья, их лица покрывает лишь легкий пушок или отдельно торчащие волоски.

Длительное отсутствие активного роста бороды – признак заболевания, чтобы выявить его, необходимо обратиться к специалисту.

Причины медленного роста бороды:

  • наследственность, когда у всех мужчин рода на лице медленно появлялась борода;
  • генетическая предрасположенность;
  • низкий уровень тестостерона;
  • нахождение в пубертатном возрасте, когда наблюдаются постоянные колебания гормонального фона;
  • дефицит витаминов, ценных минералов в организме человека;
  • неправильное питание, злоупотребление фастфудом;
  • нарушения режимов сна и отдыха;
  • постоянное нахождение в сильном стрессе.

Чтобы разобраться, как быстро появятся волосы, обрамляющие подбородок, линию верхней губы, нужно рассмотреть основные этапы ее роста.

  1. Щетина: примерно спустя две недели, мужские щеки покрывают не длинные отростки волос, отличающиеся колючей структурой. Если они покрывают лицо точечно, открывая взгляду малопривлекательные проплешины, то от идеи отращивания усов лучше отказаться.
  2. Три месяца: сейчас внешний вид молодого человека неухоженный. Все волоски растут с разной скоростью, щетина торчит в разные стороны, может завиваться кольцами. Чтобы выглядеть немного опрятнее, необходимо удалять растительность с линии щек, шеи.
  3. Полгода: к этому времени вожделенный атрибут казачества уже можно увидеть. Сейчас самое время обратиться к барберу, чтобы он откорректировал форму отросших волос.

Для ускорения роста усов, необходимо:

  • отказаться от вредных привычек;
  • активно заниматься спортом, вести регулярную половую жизнь, стимулируя постоянную выработку организмом ценного тестостерона;
  • изменить рацион питания, включив в него свежие фрукты, зелень, овощи, кисломолочную продукцию, рыбу, мясо;
  • пить большое количество жидкости в течение суток;
  • отказаться от постоянных стрессов;
  • нормализовать режим труда и отдыха, ежедневно спать не менее 8 часов;
  • принимать витаминно-минеральные комплексы, для восполнения возможного дефицита витаминов, минералов;
  • регулярно проводить массажное воздействие, используя касторовое, репейное миндальное или любое другое растительное масло.

Рациону питания необходимо уделить особое внимание. Он должен включать в себя:

  • бобовые культуры;
  • крупы;
  • не жирные сорта мяса, рыбы;
  • молочную, кисломолочную продукцию;
  • зелень;
  • овощи, фруктов в свежем виде.

Отращивание казацкого атрибута ничем не отличается, от попыток получить любую другую форму усов.

Специалисты рекомендуют соблюдать ряд правил:

  • одновременно отпускать не только усы, а также бороду;
  • использовать триммер, для равномерного, быстрого удаления излишней длины;
  • полоскать растительность под проточной водой после приема пищи, чтобы удалять случайно застрявшие там кусочки пищи;
  • для мытья волос использовать специальные шампуни для бороды, периодически применять кондиционеры, бальзамы, кремы;
  • ухаживать за кожей лица, используя крем, подходящий для существующего типа кожи;
  • периодически делать аппликации с ценными растительными маслами;
  • обязательно умываться утром, вечером, чтобы очищать волосяной, кожный покров от скопившейся пыли, грязи, выделяющегося кожного жира;
  • периодически делать пилинг, скрабирование, чтобы удалять отшелушившиеся частички эпидермиса, позволяя фолликулам проталкивать наружу новые волосяные стержни;
  • делать массаж лица, стимулируя местное кровообращение, пробуждающее луковицы ото сна;
  • использовать для расчесывания растительности специальный гребень, сделанный из натуральных материалов;
  • при необходимости, делать укладку с помощью специального воска;
  • периодически подравнивать форму, обращаясь к профессиональному барберу, он обязательно поможет выбрать оптимальное обрамление для любого типа лица.

Любой вид усов требует внимания, постоянного ухода, регулярных стрижек. Правильно созданная форма казацких усов подчеркнет мужество, волю, силу их обладателя, привлечет восхищенные женские взгляды.

Источник: https://borodadeda.ru/vidy-formy/usy-kazaka/

Символы и знаки в казачьей культуре

Атаман – с древнетюркского переводится буквально как «отец мужчин». То есть: «ата» – отец, «ман» – мужчина. Атаманы в войсках назывались войсковыми (с 1723 года – наказными, то есть назначенными, с 1738 года – вновь войсковыми) и походными. Атаманы возглавляли административно-территориальные единицы: округа (в Донском, Кубанском, Терском, Амурском, и Уссурийском казачьих войсках – отделы). Атаманы были также станичные, хуторские, поселковые (в уральском казачьем войске) и полковые (у сибирских городовых казаков). Но не одних начальников своих и должностных лиц казаки называли атаманами; всякого доблестного казака, выдававшегося своей удалью и отвагой, честили атаманом. Атаман – это цвет казачества, высшее сословие войска, но это не было сословие замкнутое: право называться атаманом давалось не рождением, а приобреталось личной доблестью и славой. Этим значением слова «атаман» объясняются формулы царских грамот, отправляемых на Дон. Так, например, в царствование Иоанна Васильевича и Феодора Иоанновича в грамотах (после титула) писали: «на Дон Донским атаманам и казакам» или даже «на Дон Донским атаманам (следуют имена их) и всем атаманам и казакам». Это же значение слова «атаман» отразилось в поговорках «из рядовичей в атаманы выходят», «терпи казак, атаманом станешь» в традиционном обращении к казакам «атаманы – молодцы!», в сохранившемся обычае всякого казака честить «атаманом».

Читайте также:  Мужское пальто с джинсами: допустимы ли, фото и рекомендации

Атаманская сабля – обычно украшенная, старинная, тоже один из символов атаманства. Лично ему не принадлежала, а была у него на хранении на время правления. Могла храниться в церкви и надеваться на Круге по праздникам.

Башлык – у большинства казаков тоже был наделен символическим значением. В зависимости от того, как повязывался башлык, можно было узнать возраст казака. Завязанный на груди означал, что казак отслужил военную службу, перекрещенный на груди – следует по делу, концы заброшены за спину – свободен, отдыхает.

Бунчук – длинное древко с шаром или острием, прядями из конских волос и кистями на верхнем конце. Знак власти у турецких пашей, польских и украинских гетманов и атаманов русского казачьего войска в XV-XVIII вв. знак ставки, символ атамана в походе, принадлежал войсковому соединению. В мирное время хранился в храме. Полковые имели форму опушенных раздвоенных флажков с навершием.

Герб – в его изображении, символически отображена история Войска, местные войсковые особенности.

Знамя – символ войскового (и полкового) объединения. Хранилось в Войсковом храме и выносилось в особо важных случаях (праздник, поход, присяга и похороны атамана).

Казна – железный ящичек, ларец с казною — знак казначея, ближе к нашему времени тоже замененный книгой.

Книга – тетрадь для записей в твердом кожаном переплете. Во время работы круга каждый член атаманского правления должен был держать свою тетрадь. Главная тетрадь, т.н. атаманское писание или Закон, была собранием протоколов, где в случае спора можно было отыскать юридический прецедент. Все сохранялись в атаманском правлении и архиве.

Клейноды – войсковые знаки отличия (знамена, бунчуки, трубы, литавры и т.д.) и символы атаманской или гетманской власти  (булавы, палицы, перначи).

Лава – боевой порядок и способ тактических действий в конном рассыпном строю; применялся главным образом для охвата неприятеля с флангов и тыла. Один из тактических приёмов, излюбленный боевой казачий строй. Это кавалерийская атака, в которой казаки размещались в неподдающемся никакой регламентации строе.

В зависимости от обстановки лава могла быть то рассыпной, то сомкнутой, то производилась со спешиванием.

Искусство маневрирования лавою заключалось в единстве действий всех, принимавших в ней участие, в умении принимать каждый замысел командира, а также в личной находчивости, ловкости, способности действовать самостоятельно каждого воина с одновременным выполнением общей задачи.

Лампас – цветная нашивка (полоса) на боковом шве казачьих шаровар (брюк). Символизирует принадлежность к войсковому сословию, а цвет указывает принадлежность к войску. Совпадает по цвету с околышем фуражки.

Символ казачьей независимости (вроде личного флага). Интересно, что лампасы в виде кожаной полосы носили скифы и бродники на своих шароварах.

У разных казачьих Войск цвет лампасов отличался ( у донцов – красный, у уральцев – голубой, у забайкальцев – желтый).

Майдан – площадь в центре казачьей станицы, где находилось станичное правление, церковь, рынок, различные административные здания. На майдане собирался казачий круг.

Маяк – у казаков наблюдательная вышка для часового, с которой в случае тревоги подавался условный сигнал. Был широко распространен на Кавказской укрепленной пограничной линии (по Кубани и Тереку) и у запорожцев.

Медаль – личный знак атамана. Носилась на шее, на ленте или цепи. На лицевой стороне надпись – «Атаман станицы (Войска)» и государственный герб или портрет государя. На обороте – имя атамана. По окончанию срока оставалась атаману на память.

Намет – казачье название галопа – быстрого скачкообразного движения лошади.

Насека – посох с металлическим навершием, на котором первоначально насекались имена атаманов. Символ гражданской власти атаманов всех степеней.

Пай – часть, доля станичной (юртовой) земли, приходящаяся на одного казака. В войсках и станицах был различен по размерам в зависимости от имеемого земельного фонда.

Печать – на рукояти или перстне, вручалась атаману при выборах. Ею скреплялись все документы.

Пика – боевой наконечник стальной, четырехгранный, переходит в коническую трубку, которой он насажен на древко. Древко деревянное, окрашенное.

В лейб-гвардии казачьем полку, черноморском и крымско-татарском эскадронах древко окрашивалось в красный цвет, в лейб-гвардии Уральской сотне и лейб-гвардии атаманском полку в светло-синий цвет, в других казачьих частях по цвету мундиров, в синий или зеленый цвет.

В верхней части древка имеется утолщение, на которое насажен наконечник. Подтока нет. На нижнем закругленном конце древка имеется ножник ременная петля для продевания ноги всадника. Длина около 3400 мм, длина наконечника с трубкой около 250 мм, диаметр древка 36 мм, масса 2300 г.

Пика заменяла в казачьих частях, в первую очередь гвардейских, пики применявшиеся ранее и отличавшиеся существенным разнообразием. Однако и после упорядочения размеров в 1839 г. на вооружении в различных казачьих войсках продолжали оставаться и другие пики.

Разнообразие заключалось прежде всего в различной форме и размерах боевых наконечников. Объяснялось это тем, что до 1893 г. пики казаков не были предметом государственного снабжения и каждый казак оснащал пику за свой счет. После 1901 г. вышеописанная пика была заменена казачьей пикай образца 1901 г.

Присяга – торжественное обещание (клятва верности), приносимая каждым казаком перед Верой, Царем и Отечеством. При принятии присяги казаки целовали крест и клялись перед казачьим обществом выполнять данные обязательства.

«Вступая в ряды Казачьего Войска, обещаюсь и клянусь Всемогущим Богом перед Святым Его Евангелием в том, что хочу и должен, верно, и нелицемерно служить государству Российскому и Казачеству. Не щадя живота своего, до последней капли крови, и всё к укреплению и процветанию Отечества нашего, по крайнему разумению, силе и возможности исполнять.

Государство Российское от его врагов, телом и кровью, в поле и крепостях, водою и сухим путём, в баталиях, партиях, осадах, штурмах и в прочих воинских случаях храбро защищать. Во всём стараться содействовать, что к верной службе и пользе государственной во всяких случаях касаться может.

Всякую вверенную тайну крепко хранить буду, а предпоставленным надо мною начальникам во всём, что к пользе и службе государства касаться будет, надлежащим образом чинить послушание и всё по совести своей исправлять, и для своей корысти, свойства и дружбы и вражды против службы и присяги не поступать.

От команды и знамени, где принадлежу, хотя в поле, обозе или гарнизоне, никогда не отлучаться, но за оным, пока жив, следовать буду, как послушному, храброму и расторопному казаку надлежит. В чём да поможет мне Господь Бог Всемогущий. В заключение сей клятвы, целую слова Присяги и Крест Спасителя моего. АМИНЬ!»

Серьги (у мужчины) означали его роль и место в роду. Так, единственный сын у матери носил одну серьгу в левом ухе. Последний в роду, где нет кроме него наследников по мужской линии, – серьгу в правом ухе. Две серьги – единственный ребенок у родителей.

Кроме символического, сакрального языческого древнего оберега, играли и утилитарную роль. Командир при равнении налево и направо видел, кого следует в бою поберечь. Мужчины — казаки, как правило, колец не носили. Так что это женская символика. Серебряное кольцо на левой руке – девушка на выданье.

На правой – просватана. Кольцо с бирюзой – жених служит (бирюза – камень тоски). Золотое кольцо на правой руке – замужняя, на левой – разведенная (развод у казаков существовал всегда).

Два золотых кольца на одном пальце левой руки – вдова (второе кольцо умершего мужа, хотя, будучи казаком и получив кольцо при венчании, он на руке его не носил).

Шапка шилась по специальному образцу. Первоначально – «клобук со шлыком», папаха, а затем фуражка – знак получения казаком юридического полноправия. В XIX веке клобук заменил кивер, а затем – фуражка. Казаки нестроевых возрастов обязаны были носить фуражку без кокарды, но это повсеместно нарушалось. На круге казак обязан был быть в шапке.

Иногородние и гости – не казаки, должны были присутствовать с непокрытыми головами равно как и не имеющие юридических прав казачества. Снималась во время молитвы, присяги и выступлений на Кругу. Шапка, сбитая с головы, была вызовом на поединок. В курене красовалась на видном месте.

В доме главы лежала под иконой, что означало, что семья находится под защитой Бога и общины.

Шашка – холодное оружие, символ всех прав у казака. Длина – 0,7 – 0,9 м, ширина до 40 мм, вес с ножнами до 1,2 кг. Однолезвийный клинок небольшой кривизны с обоюдоострым концом.  Вручалась казаку в 17 лет стариками (без темляка). В 21 год, при отправке на службу казак получал погоны, кокарду и темляк. Шашка хранилась дома на видном месте (на ковре), передавалась от деда к внуку.

Если в роду не оставалось наследников – мужчин, – шашка ломалась и укладывалась в гроб последнему умершему. Собрал и сложил: Верховный атаман Межрегиональной организации содействия возрождению казачества «Великое Братство Казачьих Войск» Никитин Валерий Федорович. Родовой казак, писатель-историк, профессор, гранд-доктор философии, академик Международной академии информатизации.

Источник: http://cossacksculture.mgutm.ru/kultura/simvoly-i-znaki-v-kazachej-kulture

Зачем казаки носили чубы и серьги

Общины запорожских и донских казаков на Руси возникли в XV веке. И практически сразу же у них появились свои отличительные черты: причёска — чуб, длинные усы и неизменная трубка во рту.

Можно сказать, что чуб, который ещё назывался оселедец, имел для казаков сакральное значение. Носить его разрешалось далеко не всем, а потеря чуба и вовсе означала потерю статуса.

Фактрум предлагает читателю узнать, что означал чуб у казаков и по каким причинам его носили бравые вояки.

Чуб, или оселедец, — это мужская причёска с выбритой головой и оставленной длинной прядью волос на макушке. Носить его могли только те казаки, которые участвовали в сражениях и отличились доблестью.

Молодые же, только-только вступившие в казачью общину, носить чуб на голове не могли. Юнцов коротко стригли, как правило, «под горшок».

Со временем, когда молодые казаки проходили разные этапы своего обучения, их волосы всё укорачивали и укорачивали, пока на голове не оставалась лысина.

Казак Мамай

Чуб запорожского казака был не просто причёской и напоминанием о храбрости в бою. Он был признаком того, что казак не забыл о своей вере и чтит её.

Все казаки верили в то, что после смерти они обязательно будут гореть в аду за загубленные ими души. Но вместе с тем они считали, что казачий чуб поможет им выбраться из ада.

Ходило поверье, что попавшего в ад казака за чуб сможет вытащить сам Господь и спасти от адских мук.

Чуб казаку нужен был и для того, чтобы отпугивать нечистую силу. Вояки носили прядь волос, зачёсанную на левый бок, чтобы она отгоняла нечистых. Считалось, что они садятся именно на левое плечо и толкают людей на неправедные поступки.

Потеря чуба была позором для казака. Зачастую атаман мог лишить казака оселедца за какую-то провинность или преступление. Во время войн враги намеренно отрезали чубы у пленённых казаков. Считалось, что с потерей чуба донские казаки теряют и свою веру, начиная думать, что им теперь не спастись из ада.

Читайте также:  Мужской шампунь schwarzkopf (шварцкопф): обзор и мнение

Зачем казаки носили серьгу в ухе

Серьги у казаков имели не меньшее значение, чем оселедец. Чаще всего казачьи серьги имели вид полумесяца и были изготовлены из серебра.

Причина, почему казаки носили серьгу в левом или в правом ухе, кроется в их положении в семье. Так, казаки с серьгой в левом ухе были единственными сыновьями у своей матери.

А серьга в правом ухе казака символизировала то, что он остался последним мужчиной в своём роду.

В некоторых казачьих общинах серьгу в ухе носили лишь юнцы, желающие показать, что они готовы на подвиг. Иногда с серьгой ходили неженатые, сироты или младшие сыновья, — словом, те, кому не надо было проявлять заботу по отношению к семье или предкам. Этих казаков посылали на самые опасные задания.

Было и другое значение серёг у казаков. Считалось, что серебряная серьга может уберечь от разных болезней, в том числе и от венерических. Кроме того, если казачий отряд останавливался возле незнакомого водоёма, то каждый клал в свою кружку с водой серьгу. Делали они это для того, чтобы серебро обеззаразило воду.

Помогало ношение серёг и во время обучения. Зная, в каком ухе у него висит серьга, казаку было проще выполнять команды «направо» и «налево». Облегчало это и работу командира. Он, видя, на каком ухе у подчинённого серьга, понимал, единственный он ребёнок или нет и стоит ли отправить его в тыл, чтобы сберечь.

Топил ли Стенька Разин персидскую княжну?

Источник: https://www.factroom.ru/rossiya/zachem-kazaki-nosili-chuby-i-sergi

"Усы на лице и голове": как отличить донского казака от запорожца

Эти два народа всегда будут сравнивать и анализировать потому, что имея общий корень – казак – они, как бы это ни было парадоксально, имеют совершенно разную природу своего происхождения и своей культуры. Со временем эти разделительные национальные черты стали проявляться острее.

Территориально они стали различаться с самого начала – донские казаки облюбовали для своего убежища низовья реки Дон, а запорожские казаки считали своей родной рекой Днепр.

Округ этих рек стихийно образовывались казачьи поселения, административное устройство которых также ранилось и в большей мере имело лишь один общий посыл – быть готовым в любой момент вскочить в седло и отразить нападение лютого врага.

Недаром в 1690 году вышел указ, запрещающий донским казакам заниматься земледелием — им было нельзя привязываться к земле, обрастать корнями. Особой лаской к земле не пользовались и украинские казаки, предпочитая заниматься вольным промыслом в степи и на воде.

Первое упоминание о донских казаках было в сохранившейся «Гребенской летописи» от 1471 года, которую написали в Москве: «…

Там, в верховьях Дона, народ христианский воинского чина зовомии казаци, в радости сретающе его (великого князя Дмитрия Донского) со святыми иконами и со кресты поздравляюще ему о избавлении своем от супостатов и, приносящее ему дары от своих сокровищ…

» В 1489 году появилось первое упоминание в летописях об одном из украинских казачьих отрядов, укрепившихся в низовье реки Днепр. Об украинских казаках в истории европейской мысли упоминали в 15 веке, дату образования первой Запорожской Сечи историки называют 1553 или 1556 годом.

Лица русских казаков, согласно изучениям историком от антропологии разительно отличаются от украинских. В большинстве своей русские казаки имели светло или темно русые волосы, они светлолицы и отличались от своих одноименных украинских товарищей, которые имели темные волосы и смуглый цвет лица поскольку в их крови текла кровь – черкасов-адыгов.

Созданный писателями – Гоголем, Шевченко — характерный образ украинского казака стал для многих поколений ориентиром для общей характеристики представителей этого народа: немного хитрости, лукавства, сообразительности и расчетливости.

А вот об образе жизни русских казаков отзывы былималоприятные: смесь монастыря и казармы – вот как описал один из путешественников свое впечатление от пребывания в казачьем поселении. Украинский казак — горячий поклонник национальных блюд. Гастрономические интересы у украинских и русских казаков также были разные.

Если на Украине предпочитали кулеш, тетеря (из жидкой муки готовили суп), вареники, то на Дону большой популярностью пользовались наваристая уха, щи.

Одежда и военное обмундирование донских и украинских казаков было различным.

Широкие шаровары, расшитые украинским узором просторные рубашки, кафтан, остроконечная меховая шапка, самопал, два пистолета, нож – вот небольшой перечень походной одежды и оружия для украинца.

На голове у донского казака была папаха, одет он был в шаровары с лампасами, сапоги, обязателен был капюшон-башлык, сверху надевался полукафтан – бешмет, а сабля была главным оружием. Впоследствии различия в одежде и обмундировании увеличивались.

Внешний облик также отличался – запорожцы носили, как правило, длинные усы, которые свисали им чуть ли не до плеч и такой же висячий «ус» они оставляли на выбритой полностью голове. Тогда как донские казаки волосы с головы стригли очень коротко и никаких экзотических прядей не оставляли, считая, что это может помешать в бою.

С развитием иррегулярных войск во второй половине 19 века в моду вошла еще одна традиция, которая получила законодательную основу – по указу донцы нижних чинов должны были носить бороду.

В качестве украшения – это особенно ярко стало проявляться во второй половине 19 века – донские казаки стали выпускать наружу чуб, которому делали своеобразный начес для красоты и высоты прически. Серебряная серьга – еще один элемент мужского украшения также встречался у украинских казаков, так и у русских казаков.

У них серьга прочно вошла в моду и сохранилась до наших дней, тогда как у украинцев эта мода не прижилась. А еще украинцы примерно с 1640 года стали носить карманные часы, что считалось признаком богатства.

Пальму первенства на верность высшей власти историки отдали украинским казакам. Они смогли организовать свою военную и обычную жизнь под знаменем Запорожской сечи быстрее, чем русские казаки, которые жили по берегам реки отдельными отрядами и не смогли создать крупное военизированное поселение.

В 1572 году часть украинских казаков из Запорожского Низовья встала под знамена польского короля и получала от него неплохое жалованье. В 1625 годуукраинцы вошли в новообразованный реестр казачества в соответствии с Куруковским договором: под единое знамя вошло пять полков.

Донские казаки присягнули в служении на верность своему государю Алексею Михайловичу в 1671 году. Самый первый свой военный поход донцы совершили в 1552 году. Тогда как украинцы смогли собраться централизованно намного раньше, в 1516 году.

В истории развития казачьих войск пальму первенства можно отдать донцам за их умение впервые ввести в свои войска не только искусство владения мечом и шашкой, но и более грозным оружием 18 века – регулярной артиллерией. Умение пользоваться этим оружие прославило донских казаков во время русско-турецких войн.

Благодаря сотрудничеству с властями о подвигах донских казаков было больше известно потому, что о них в благосклонном тоне писала правительственная печать, а вот украинцы не могли иметь такую возможность и упражнялись в эпистолярном жанре сами. Картина «Письмо турецкому султану» верное тому доказательство.

Источник: https://russian7.ru/post/usy-na-lice-i-golove-kak-otlichit-dons/

О бороде и казачьей воле

О бороде и казачьей воле.fomaskyJanuary 14th, 2016Оригинал взят у slavikap в Уральские (Яицкие) казаки..Оригинал взят у chegevara37 в Уральские (Яицкие) казаки..Оригинал взят у mu_pankratov в Уральские (Яицкие) казаки.Так как фото еще не придумали, то сегодня маленько о бородатости казаков-староверов с реки Урала (Яика) в картинах разных художников.Уральские казаки в Суворовском походе.

Казачья борода имеет свою историю. Борода у казаков староверов была признаком приверженности «древнему благочестию», культурно-религиозным традициям и даже символом свободы.Согласно святоотеческой традиции, борода есть безусловный признак мужчины, созданного по образу и подобию Божиему.

Дабы не идти против замысла Божиего, старообрядчество запрещает бритье и пострижение бороды – «резало не должно касаться брады». Бритье растительности на теле как уподобление противоположному полу считается у старообрядцев грехом и мерзостью.

В 1771 году, когда разнеслась молва, что из казаков будут делать гусарские эскадроны и будут брить им бороды, произошел мятеж яицких казаков. В 1773 году яицкими казаками был убит генерал Траубанберг, приказавший брить казакам бороды на главной площади. Войсковой атаман, пытавшийся успокоить разьяренных казаков, также был убит.

Новым атаманом мятежных казаков был избран Емельян Пугачев, который обещал жаловать всех, кто присоединится к нему, крестом, бородой, рекой, землей, хлебом, свинцом, порохом и вечной волей.Яицком Войске был хорошо известен казак по имени Марушка, сосланный за участие в пугачевщине в Нерчинские каторжные заводы.

Этот казак не позволял прикасаться к своим волосам, которые, по арестантскому праву, у него должны были быть обриты как на голове, так и на подбородке. Он три раза ложился под кнут, но ни брить волос на голове, ни стричь бороды не позволил.Казаки говорили «Чем одну бороду (брить), уж лучше всю буйну голову». В. И.

Даль, живший пять лет в Оренбурге, также отмечал в повести об уральских казаках, что «казаку борода головы дороже».

Яицкий казак Ефим Павлов, отбывавший 30 лет на каторге в Сибири с выдранными ноздрями, с клеймами на лбу и щеках за то, что принимал участие в бунте Уральского Войска в 1804 году против введения положения о срочной службе, по возвращении с каторги говорил в назидание потомству:«Пострадайте за веру, а докажите начальству, что вы не ясачные татары, не пахатные солдаты, a вольные люди, славные Яицкие казаки. Нам хотели обрить бороды, записать в легион, хотели нас сделать солдатами, да не могли: наша взяла; стойте же и вы: всех не перестреляют, всех не переказнят, сделают, и по нашему» (В. Н. Витевский, «Раскол в Уральском войске и отношение к нему духовной и военногражданской власти в конце XVIII и XIX в», 1878)Ефим Павлов, вернувшись с каторги на Урал, вместе с 29 казаками подал прошение лично цесаревичу Александру Николаевичу. Казаки просили сделать атаманом природного казака, выбирать чиновников из своей среды; выказали недовольство иногородним атаманом В. О. Поткатиловым, жаловались на злоупотребления чиновников. За этот поступок престарелый Ефим Павлов был заключен в острог, где и помер в кандалах. Непоколебимый борец за свободу. «Разина порода», как уральцев называли иногородние.

худ. Т. Вебер

худ. Ф. Фогель

Уральские казаки, как самые консервативные в вопросах религии, дольше всех казаков сохраняли общинный уклад.«Придерживаются до сих пор не столько старой веры, сколько старого церковного обряда и по привычке, да и потому, что вся коренная основа казачьего быта выродилась из древних порядков и зиждется на них. Казаки, пожалуй, готовы и от войсковой суммы отказаться, лишь бы не рушили их коренных верований, связующих веру с общиной». (С. В. Максимов, «Плавня (Очерк уральской казачьей общины)», «Исторический вестник», т. 12, 1883)Еще когда на Яике прознали, что Петр I намеревается сделать из казаков солдат со «скоблеными рылами», казаки даже думали бежать всем Войском в степи. Мужчины с бритыми лицами, по представлениям староверов, появляются в «последние времена». После жестоких «усмирений» волнений уральцы принуждены были переодеться в мундиры и сбривать бороды, находясь на службе в России. Уральские «мастерицы», ревнительницы и хранительницы «древнего благочестия», отчитывали молитвами вернувшихся из России казаков с бритыми усами и бородами.

худ. В. Адам

  • Вот так изобразил казаков в Париже Георг Эммануэль Опиц.

Но и остальные казаки, были сначала староверцами и соблюдали «бородатый дресс-код».У донских казаков в XVII веке брадобритие, по-видимому, считалось величайшим бесчестьем, так как называлось среди причин военных конфликтов с азовцами:«Не дозволим никому оскорблять себя, сии неверные вздумали ругаться над нами: поймав на промыслах казаков, остригают у них бороды и усы». (В. Д. Сухоруков, «Историческое описание земли Войска Донского», 1903)В 1698 году донские казаки более недели осаждали город Камышин на Волге «за бритье бород и новые обряды». Казаки хотели сжечь город Камышин, а служивых людей, населявших город, «с собой побрати». Подговорив караул, казаки вошли в город и стали бить людей, требуя привести к ним воеводу, сбежавшего на остров. Бритым людям отрубали головы. Казаки объявили жителям Камышина, чтобы они впредь бород не брили, платья немецкого не носили, веру не переменили и в том государя не слушали, а были с казаками заодно. Горожане приняли присягу и были предупреждены о том, что им, возможно, придется бежать на Кубань с казаками.На Кубани к тому времени уже жили староверы, бежавшие после подавления восстания под предводительством Степана Разина. А на Дону, по-видимому, готовились дать бой «антихристу», захватившему власть на Руси, по мнению старообрядцев. В 1707 году «антихрист» явился на Дон в лице князя Долгорукова и потребовал выдать беглых христиан. Долгоруков устроил рейд по Верхнему Дону и поймал 2000 крестьян. «Христолюбивое воинство», то есть многие казаки под предводительством Кондрата Булавина, решили отстаивать древний свой обычай «с Дону выдачи нет». Казаки Булавина разбили московский отряд и убили князя Долгорукова. Но часть казаков во главе с войсковым атаманом Лукьяном Максимовым решили принять процарскую сторону, выдать беглых и подавить мятеж в Войске. Отряд казаков Максимова разбил булавинцев и вынудил Кондратия бежать в Запорожскую Сечь. Среди запорожских «лыцарей» Булавин нашел сочувствующих борьбе за казацкую волю и вернулся с ними на Дон. На Хопер к Булавину подошли 20 тысяч донских повстанцев. Круг повстанцев решил казнить донских старшин, принявших сторону московитов. Началось восстание, которое с невиданной жестокостью подавляла 32-тысячная царская армия. Часть казаков-повстанцев с атаманом Игнатом Некрасовым бежали на Кубань.На Дону все же остались приверженцы «древнего благочестия». По воспоминаниям Фаддея Булгарина, все казаки Атаманского полка Матвея Платова носили бороды «и не было в полку бороды ниже пояса». «Казак Серединской станицы Ермолай Гаврилович, с Дону» в 1812 году написал письмо атаману Платову, в котором говорил: «Мы с бородками и долгополы, а Отцу Богу мы веруем; от Него нам ведь и помощь-то». (Журнал «Русская старина», 1905, № 5)Казаки видели связь между внешним мужским признаком бородой и духовным мужеством. Академик, М. И. Сухомлинов, рассуждая о народных обычаях, писал: «Донские казаки, будучи в заграничной армии, обрили себе бороды по приказанию начальства; им казалось, что с утратою бороды они потеряли и часть своей храбрости».Во второй половине XIX века казаки на службе обязаны были гладко бриться; некоторые не оставляли даже усов.«По возвращении домой с военной службы казак обычно перестает брить бороду, к 30-35 годам она достигает больших размеров и густо покрывает подбородок и щеки». («Антропологический тип донских казаков» В. В. Бунака, 1916)Казаки Верхнего Дона дольше низовских придерживались патриархальных обычаев старины, в том числе касательно бороды. Впрочем, среди низовских черкасы (жители Черкасска и окрестностей) исстари носили только усы, подобно черкасам запорожским. Генерал-майор Ригельман в 1778 году написал «Историю, или повествование о Донских казаках», в которой поведал, что донские казаки «ходят с бородами или, сбривая, оставляют усы».Прославленные донские герои — Ермак, Разин, Пугачев — носили бороды.В 1919 году для подавления Вёшенского восстания «антихрист» снова явился на Дон в лице чекиста Малкина, чья жестокость описана в романе «Тихий Дон»: «А другого старика, Митрофана с хутора Андреяновского, увидал сам Малкин на улице, зазывает к себе: «Откуда? Как по фамилии? — и иржет. — Ишь, — говорит, — бороду распушил, как лисовин хвостяку! Очень уж ты на угодника Николая похож бородой. Мы, — говорит, — из тебя, из толстого борова, мыла наварим! По третьей категории его!». — У этого деда, не грех, борода, дивствительно, как просяной веник. И расстреляли только за то, что бороду откохал да в лихой час попался Малкину на глаза».В завершение экскурса в бородатую старину вспомним славных терских бородачей — гребенских казаков.Во времена взятия Ахульго казак станицы Червленной по фамилии Дигурин совершил ловкий подвиг, за что был прозван Хвацким. «Хвацкий был высокого роста и красив собою, с чёрной окладистой бородой». «Начальство пожелало представить Хвацкого Его Величеству, но тут вышло затруднение: казак не захотел брить бороду (гребенцы бороды никогда не брили и считали её священной: в жарких боях и схватках с чеченцами они брали свои бороды в рот и, закусывая их зубами, считали себя как бы принявшими таинство причащения, и тогда смерть для них была “чашей сладкою вина красного”). Долго начальство старалось уговорить Хвацкого сбрить бороду, но всё было тщетно: он уверял, что если его начнут брить, то он этою же бритвою перережет себе горло, говоря при этом, что борода никогда не мешала ему исполнять свой долг, как следует, Царю Батюшке. Об упорстве казака Хвацкого доложили Государю и Его Величество был столь милостив, что пожелал видеть Хвацкого с бородою». (Л. А. Ржевусский, «Терцы. Сборник исторических, бытовых и географическо-статистических сведений о Терском казачьем войске», 1888)«Дай Бог каждому умереть как он, с честью славою;Даже бороду, Тайну Божию, умираючи, закусил в зубах…Хорошо бы если умереть также, как Татаринцев, удалец Гребня!А то, может быть, схватят сонного…» (Из песни гребенских казаков)

Читайте также:  Тренды 2020 в мужских стрижках

К сожалению не ведаю автора статьи, нашел в Контакте.http://vk.com/wall-106305023_126

Источник: https://fomasky.livejournal.com/617704.html

Какой же казак без усов?

В Ростовской области продолжаются съёмки телевизионного десятисерийного фильма «Тихий Дон». Репортаж со съёмочной площадки хутора Татарского, выстроенного из декораций в прошлом году в станице Еланской Шолоховского района, передаёт участник массовки, житель станицы Вёшенской Григорий Рычнев.

…Я с нетерпением ждал звонка – приглашения на съёмку. Ранее я побывал в костюмерной и примерил предложенный мне чёрный матросский бушлат (или фуфайку машиниста мельницы). И наконец-то дождался! «Завтра к девяти утра».

Беру с собой на всякий случай бутерброд, кружку, фотоаппарат и прибываю к назначенному времени в костюмерную, которая временно разместилась в одном из помещений санатория «Вёшенский». Таких нас, желающих поучаствовать в съёмках, десятка три. По пути встречаю своих давних товарищей – Геннадия Пантелеева и Александра Мельникова.

Мы приветствуем друг друга шутками: нам, пенсионерам, остаётся только в кино сниматься!
Нас пропускают в костюмерную по четыре человека. Быстро переодеваемся. У кого нет своих усов – тут же клеют гримёры. А то ж какие это казаки – без усов? Из комнаты выходим – не узнаём друг друга.

Вот он, Гена: на голове – белая барашковая папаха, одет в шинель , в шаровары с лампасами – самый что ни на есть казачок. Среди нас и старики, и женщины, и дети. Мы по пути здравствуемся, знакомимся и с шутками, разговорами садимся в автобус.

Из Вёшенской до Еланской – не больше получаса езды. Старинная, древняя станица – повстанческая, расказаченная.

В «царские» времена на крутой песчаный берег вышла она в наказание за участие казаков в Булавинском восстании, а через 200 лет за участие в восстании против советской власти лишилась она звания юртовой (районной) станицы. Через Еланскую проходили жизненные и творческие пути автора «Тихого Дона».

Ну, а уж хутор Плешаков, что на противоположной стороне Дона, для автора «Тихого Дона» был изначальным родником его творчества.

В Плешакове, в станице Еланской юный Шолохов был свидетелем бытовой жизни хутора Татарского, эпизодов гражданской войны, когда отец Александр Михайлович Шолохов работал управляющим мельницей, а семья жила первоначально на квартире у казака Дроздова. Тогда соединял берега мост на сваях.
Так что базовая стоянка под съёмочную площадку в станице Еланской избрана режиссёром Сергеем Владимировичем Урсуляком очень даже к месту.

Однако, сделав некоторое отступление, спешу сообщить: доехали мы прекрасно. Вышли из автобуса и сразу же погрузились в атмосферу съёмок. Во-первых, нас тут же предупредили: «Тихо! На площади перед церковью идут съёмки. Аппаратура настолько чувствительна, что посторонние звуки создают помехи».

Постепенно осваиваемся. Вдоль дороги стоят крытые фуры с необходимым инвентарём. В одной из них приглушённо работают дизельные моторы, подающие электроэнергию на съёмочную площадку по проложенным вдоль плетней изолированным проводам. Плетни эти образуют улицу.

Слева – импровизированный курень с крылечком, покрытым жестью, на его базу овцы настоящие… Дым идёт из трубы, значит, хозяева дома. Присматриваемся. Да это же курень середняков Мелеховых! Дальше, через площадь наискосок, дом купца Мохова, с высоким карнизом, на высоком фундаменте с низами.

Там идёт какое-то действо: казак, стоя на санях, правит лошадьми, бегущими в упряжке крупной рысью.

Уже обеденный перерыв. Но съёмки не прекращаются. Мы туда-сюда прохаживаемся вдоль автобусов. Возле палаток можно попить горячего чаю с пряниками. Мы не прочь, вспоминаем про бутерброды.

Но вдруг отойдём, а нас позовут? А кроме меня тут Николай Черников, Юрий Иващенко, Николай Королёв, Александр Степанов, Павел Пузанов, Григорий Струков. Я их фотографирую.

Случай такой, может, единственный… Придётся ли ещё побывать здесь, на майдане Татарского хутора?

Перед базом Мелеховых узнаю из близлежащего хутора Красноярского Ваню Зинченко. Он меня, наверно, не узнаёт с первого взгляда, затем по-дружески подаёт руку. «Откуда и куда?» Оказывается, это Ваня пригнал своих собственных овец на съёмочную площадку, обещали ему заплатить.

Кто-то из нашей братвы с хрипотцой комментирует, подсказывает, кто есть кто, кто какую роль играет. Я пытаюсь поближе познакомиться с профессиональными актёрами, но Леночка, которая владеет всей нашей мобилизацией, не советует. Герои экрана до выхода фильма – в секрете, а впереди ещё месяц-два съёмок. Понятно, творческая неприкосновенность.

Но как же, например, Сергея Васильевича Маковецкого не угадать? Вот он идёт прямо на нас в тулупе. Все уже знают, что он в фильме играет Пантелея Прокофьевича. Мы заводим с ним разговор. Он указывает на сани с плетёным из хвороста коробом: «Мои сани стоят. Сейчас коня запрягать будем». Мы с разрешения Сергея Васильевича фотографируемся на память.

Много нас, казаков; клубимся в лампасах, шинелях, папахах вокруг Сергея Васильевича, а он – нараспашку, в курчавой бороде, как истовый турка к каждому присматривается, прислушивается. Известный актёр, душа человек, нашенский весь!

Нас позвали на съёмки во второй половине дня. Дом Моховых перед нами. Мы, казаки, стоим толпой, слушаем известную речь учителя Баланды. Он уже пятый раз повторяет свой монолог: «…Учредительное собрание будет хозяином новой, свободной России. Оно сумеет построить иную, так сказать, светлую жизнь!» Ну, мы стоим, мы вздыхаем, мы переживаем услышанное.

Затем говорят господа старики. Не у всех сразу всё получается так, как хочется режиссёру Сергею Владимировичу. Старики повторяют реплики по несколько раз каждый в отдельности. А наше дело – эмоциональное участие. Нас в толпе – с полсотни человек. Нас снимают три камеры. Снимают до самых сумерек. Мы уже топчемся и от холода, и от усталости.

Но хорошо, что снежок небольшой на майдане, ветра нет, а температура около нуля. Наконец объявляют: заключительная съёмка… А я думаю: как это всё же сложно – вот так эпизод за эпизодом создавать многосерийный фильм. Сколько времени, затрат, чтобы из множества вариантов выбрать в конце концов лучший отрывок.

А затем эти отрывки склеить в единое художественное полотно.

В массовых сценах участвуют также жители станиц Казанская, Боковская и даже из города Миллерово.

…Мы сели в автобус, когда уже стемнело. Для тех, кто снимался с приклеенными усами, поступила команда сдать усы на хранение до следующих массовых съёмок. В Вёшенской переодеваемся, каждый из нас возвращает свой убор пофамильно. Спешим домой рассказать об участии в съёмках фильма, а я, как обещал, шлю репортаж нашим читателям.

Фото Григория Рычнева

Источник: https://www.krestianin.ru/articles/47708-kakoy-zhe-kazak-bez-usov

Ссылка на основную публикацию