Почему и зачем священники носят бороду?

Православные бородачи рассказали о том, почему они категорически не бреются, какие выгоды предоставляет им борода и с какими трудностями приходится иметь дело.

«Апостольские постановления» в книге первой говорят: «Не должно… на бороде портить волосы и изменять образ человека вопреки природе. Не обнажайте бород ваших».

Стоглавый Собор 1551 года – решения которого, впрочем, спустя век на Большом Московском Церковном Соборе были названы написанными с «простотою и невежеством» – строго запретил пострижение бороды. Тем, кто ослушался, полагалась суровая кара: «Аще кто браду бреет и преставится тако, не достоит над ним служите, ни сорокоустия по нем пети, ни просвиры, ни свещи по нем в церковь принести».

Причиной смерти Святых Виленских мучеников XIV века Антония, Иоанна и Евстафия стал отказ обрить свои бороды. Для святых, которые воспринимали человека как образ и подобие Божие, было немыслимо отступить от него.

В конце концов, борода стала пусть и не главной, но одной из причин раскола церквей на Восточную и Западную.

Одним из обвинений, которые выдвинули православные греки католикам-латинянам было брадобритие: «И не желают они обратить внимание на Писание, которое говорит: «да не бреете брад ваших» (Лев.

19, 27), как и совсем не хотят признать, что лишь женам благопристойно этот вид при творении устроил Бог».

Борода в двадцать первом веке – это дань православной традиции, рабочая необходимость или утилитарная мода?

Иеродиакон Феодорит (Сеньчуков)

врач-реаниматолог:

– Мужчина вообще должен быть с бородой. Бритые мужчины возникли в языческом мире вместе с появлением гомосексуальных традиций в древнем Риме. Кроме того, безбородыми стало удобно быть воинам – чтобы их не схватили за бороду.

Православный человек – человек мирный, он готов защищать отечество, но это не профессиональная его принадлежность. Обязательно должны быть бородаты священнослужители, монахи и, как правило, носят бороды и миряне.

В Лавре Саввы Освященного действовало правило: туда не принимали безбородых. Делали это, кстати, из тех же самых соображений – чтобы как можно дальше дистанцироваться от ассоциаций с гомосексуальностью.

В Лавре жили в кельях, уединенно: безбородых не допускали, чтобы не возникало каких-то греховных подозрений и желаний. Борода была маркированием себя как людей нормальных. Если у послушника не росла борода, его отправляли в Лавру Феодосия Великого – там жили общежитием, все у всех на виду, совершать что-то греховное на людях было сложнее.

Специального канона про ношение бороды нет. Это традиция. Понятно, что в более поздние времена появились другие традиции. Петр Первый поощрял брадобритие, но все это было нам чуждое, взятое с Запада. Я не очень большой русофил, но бритые подбородки – это не православная традиция.

Если посмотреть, во всех православных странах люди носят бороды. В зависимости от того, насколько тесно страна в разные исторические эпохи контактировала с Западом, бород может быть меньше или больше, но они есть всегда.

Лично я не брил бороду никогда – кроме момента обучения на военной кафедре и военных сборов. Отпустил бороду сразу, как только закончил школу. В разные времена она имела разную форму. В молодости, когда я был мирянином, борода была небольшого размера, это была этакая эспаньолка, а, когда стал более воцерковлен, борода выросла большая, окладистая.

Говоря совсем откровенно, форму бороды я поменял, когда у меня умерла жена. Пока супруга была жива, я много занимался наукой и носил такую бороду, которая была более приемлема для той среды, где я тогда общался.

Потом я остался один. Возникли мысли о монашестве, заботы о карьере и науке стали волновать меньше. Сейчас ношу такую бороду, какая соответствует монашескому сану – монаху нельзя ни бриться, ни стричься.

Есть ли неудобства от бороды? Есть такой анекдот: бородатого человека спросили, куда он кладет бороду, когда спит – под одеяло или на одеяло. После этого вопроса спать человек перестал – так крепко задумался. В работе не мешает, а в жизни даже удобней – не надо тратить времени на бритье.

Даже если по каким-то причинам бороду придется сбрить, отпущу ее вновь при первой же возможности. Без нее – это как голым на улицу выйти: наверное, можно, но неловко и неудобно.

Максим Исаев

доктор юридических наук, профессор кафедры конституционного права МГИМО:

– Ношу бороду с 2004 года. Ходить с ней стал после того, как защитил докторскую. Можно сказать, что специфика моей работы способствовала появлению бороды.

Женщинам борода не нравится – легкомысленные они! Борода для православного мужчины – это определенное достоинство и смысл его мироощущения.

Будучи с бородой, он принимает на себя определенные обязательства – в первую очередь, соответствовать образу Господа Бога нашего, ведь Господь же создал нас по своему образу.

И если посмотрим иконографию, то Господь наш Иисус Христос везде изображен с бородой. Поэтому, надо стремиться к тому, чтобы Ему соответствовать.

Можно вспомнить многие исторические примеры, когда православные люди оказывались в неволе, были понуждаемыми к басурманскому образу жизни, но, тем не менее, оставались православными. И борода в данном случае – это часть традиции православия. Даже не представлю себе митрополита, извините, с босой рожей – ни у нас, ни у греков. Это возможно у католиков и протестантов, но там другие традиции.

В нашем климате борода может быть очень даже полезна – согревает в морозы. Единственный минус – долго расчесывается по утрам.

Владимир Лавров

доктор исторических наук, профессор Николо-Угрешской православной духовной семинарии, главный научный сотрудник Института российской истории РАН:

– К концу советской эпохи ношение бороды не приветствовалось, но и не запрещалось. Социализму свойственно стремление к усредненности, одинаковости. И бородачи как-то выбивались из общих рядов строителей коммунизма. Если же борода была окладистая, то она могла свидетельствовать о вере. А верующему не дозволялось быть учителем, офицером и так далее.

Я отпустил бородку, будучи еще некрещеным. Просто кожа слишком раздражалась после бритья. В КПСС занять выгодную должность не рвался. Но коммунисты нередко спрашивали о профессии. И затем выносили вердикт: «Ну, историку можно».

После осознанного крещения, в процессе воцерковления и осознания себя русским стала возникать внутренняя потребность в окладистой бороде. Однако отпустил ее только несколько лет назад – в связи с расставанием с любимой женщиной.

Надеялся, что такая борода поможет преодолеть внутренние страсти и укрепиться в русской православной вере. В некоторой степени она, конечно, помогла, но не более того… Борода уже окладистая и седая, но страсти в сердце и не думают стихать. Хотя, с бородой стыднее…

Александр Басалаев, фотограф, журналист:

– Свою бороду я ни разу не сбривал с 1980 года. За это время она была короткая, средняя, длинная, была и такая, что дорастала буквально до пупа. Я говорю в шутку, что моя борода благополучно прожила от московской Олимпиады-80 до сочинской олимпиады.

Появилась борода так: я отслужил в армии, поступил в институт, и вот мы, группа студентов, решили к Новому году отпустить бороды. После Нового года все сбрили, а я нет.

Борода появилась раньше, чем я крестился, и напрямую с православием не связана. Но родился-то я в православной стране! По обе стороны моих родителей в предках казаки. По матери дед, его фамилия была Мордюков, бороду не носил – он воевал, потом работал на руководящих должностях, ему было не положено.

А вот по отцу – Басалаев, он всегда был с бородой. Предки по отцовской линии были из казаков, которые еще с Ермаком покоряли Сибирь. Остались фотографии деда. Может быть, моя борода как-то связана с этими фотографиями – точно я ответить себе не могу.

Вот сейчас пришел мой сын из армии и тоже отпустил бородку, такую молодежную, современную. Я через него пытался понять. Спрашивал: зачем тебе борода, почему носишь? Но и он тоже не смог до конца объяснить. Борода – это что-то подкорковое, передающееся по семейной традиции.

Борода не значит, что я хочу создать себе имидж православного. По работе я часто снимаю в храмах и вижу, что священники иногда посматривают – не у всех же священников растет борода – и вот они посматривают, не то, что с завистью, нет, а оценивающе.

Однажды в Кремле я снимал встречу президента с особой королевских кровей. Дело было сразу после трагедии 11 сентября. И вот тогда редактор мне порекомендовал: перед походом в Кремль сделать бороду из длинной в короткую.

А еще чеченцы иногда спрашивают: тебя на улице не останавливают? И я могу сказать честно: из-за бороды меня не останавливали ни разу. А если и останавливали, то не борода была виновата, а находились другие предлоги. И со времен Советского Союза ничего плохого в адрес своей бороды я не слышал.

Ни жена, ни дети меня не видели без бороды, поэтому и сравнивать не могут. А еще меня приглашали позировать в школу Андрияки, рисовали портреты. Один из них назывался: «Мужик в красной рубахе Саша Басалаев».

Источник: https://www.pravmir.ru/britsya-greh-otvetyi-byivalyih-borodachey/

Почему православные по обычаю носят бороду

Почему православные носят бороду? Издавна повелось, что представители христианской религии, отпускают длинную растительность, обрамляющую подбородок. Трудно представить себе православного священника с абсолютно гладким подбородком. Откуда пошла традиция, имеет ли она под собой религиозные основания, рассмотрим ниже.

Цитаты из священного писания

У православного священника обязательно должна быть борода. Многие священные умы издавна говорили, что брадобритие – ересь, приходящая словно эпидемия. Церковные пастыри считали подобное поведение беззаконием, попранием всех существующих канонов.

Священник обязательно имеет ряд внешних признаков:

  • ряса (длинное черное одеяние до пола);
  • большой крест, висящий на груди;
  • обильная растительность, обрамляющая подбородок;
  • длинные волосы, собранные в хвост;
  • молитвенник в руках;
  • иные предметы облачения, одеваемые по особым случаям, к примеру, в праздники.

Отцы церкви активно осуждали даже вход в храм мужчины, с чисто выбритым лицом.

Вопрос брадобрития рассматривался во время проведения Стоглавого Собора. После обсуждения были вынесены следующие вердикты:

  • запрет бритья усов, бород;
  • отказ от подстригания растительности;
  • мужчина без щетины подобен женщине;
  • создание Богом людей по собственному образу и подобию.

Помимо постановлений Собора, вниманию верующих приводились цитаты из Священного Писания:

  1. «Не стригите головы вашей кругом, и не порти края бороды твоей».
  2. «Не должны брить головы своей и подстригать края бороды своей и делать нарезы на теле своем».

Откуда пошло веяние на длинную растительность у священников?

  1. Строгое соблюдение ветхого Завета.
  2. Подобие Иисусу Христу.
  3. Небритость выделяет людей среди общей массы других индивидуумов. Это позволяет добиваться послушания людьми священников.
  4. Небритые волосы – источник, вбирающий и накапливающий в себя жизненную и духовную энергию.

Борода как добродетель

Окладистые бороды трудно назвать добродетелью. Причины такого мнения:

  • тот факт, что мужчина отрастил бороду, трудно назвать полученным в результате труда, ведь она появляется естественным путем;
  • с древности, в среде священнослужителей, осталось мнение о бесчестии людей, чей подбородок является гладко выбритым, их не пускали в города, заставляли держаться дальше от остального народа;
  • сегодня наличие густой щетины может признаваться священниками в виде глумления.

По мнению священников, отросшая щетина:

  • помогает людям идти к свету, равно, как животным усы помогают ориентироваться на местности;
  • является своего рода одеждой;
  • духовно настраивает на праведный образ жизни;
  • заставляет забыть о праздности, суете;
  • позволяет отвлечься от заботы о собственной внешности;
  • создает ощущение поддержки, облагораживает личность;
  • избавляет от культа плоти, активно насаждаемого в последнее время.
Читайте также:  Борода и длинные волосы: прекрасное сочетание

Можно ли православному христианину бриться?

Однозначный ответ – нет, особенно это касается тех, что посвятили собственную жизнь служению Церкви.

Запрет бритья имеет свои причины:

  1. Отросшая щетина – символ веры, упоминаемый Ветхим Заветом.
  2. Согласно Библии, отращивать растительность должен каждый представитель сильного пола. Впрочем, и женщинам не разрешалось стричь волосы, растущие на голове.
  3. Каждый должен выглядеть, так, каким его создал Господь Бог.

Важность этого аксессуара для православного мужчины трудно переоценить. Она пошла еще со времен древних славян и имела такие предпосылки:

  • эквивалент мужской храбрости;
  • возможность истинного духовного роста, ведь растительность воплощает в себе силу;
  • признак принадлежности к Божьему роду, требующий бережного, почитательного отношения;
  • символ мудрости, связи с прародителями;
  • признак власти над другими людьми, но власти не подавляющей, а заставляющей послушаться, принять во внимание сказанное таким человеком;
  • почитание обществом.

Должен ли христианин носить бороду и почему

Борода православия – это закон, утвержденный много столетий назад. Почему православные люди придерживаются этого правила уже много веков подряд? Первое время это был не грех, значение бороды тогда не было столь велико. Однако Иисус Христос на всех иконах был изображен именно с длинными волосами и бородой.

Почему православные люди оставляют растительность на лице?

  1. Этот образ является фундаментальным, добродетельным. Во времена до Петра I, образ бритого человека приравнивался к образу евнуха.
  2. Такой внешний вид был традиционным, борьба с ним началась только при Петре, который ввел специальную пошлину на щетину. Чтобы приходить в города, необходимо было платить особый налог, величина которого различалась для каждого сословия людей.
  3. Древние православные учения подтверждали необходимость соответствия верующего Спасителю.
  4. Бритье считалось чрезмерным вниманием к собственной внешности, отвлекающим людей от истинной веры.

Сегодня далеко не каждый верующий, обрамляет собственное лицо щетиной. Чаще всего, подобные стрижки выбирают молодые люди, стремящиеся за модой, строго следующие популярным веяниям, изобретающие интересные фасоны, формы, контуры оформления щетины. Словом, делающие много из того, что порицается православием.

Чтобы отрастить вожделенную растительность, они прилагают немало усилий, среди которых:

  • изменяют собственный образ жизни на здоровый;
  • принимают витаминно-минеральные комплексы;
  • активно занимаются спортом;
  • употребляют специальные медикаменты;
  • используют современные косметические средства для ухода за отрастающей щетиной (шампуни, бальзамы, ополаскиватели, лосьоны, пенки, муссы, гели);
  • изменяют рацион собственного питания, включая свежие фрукты, мясо, овощи, рыбу;
  • применяют маски из растительных масел;
  • делают компрессы из полезных продуктов питания, настоек.

Среди всей этой активности, мужчины, даже верующие, постепенно теряют смысл присутствия щетины на лице.

Источник: https://borodadeda.ru/interesnoe/pochemu-pravoslavnye-nosyat-borodu/

Зачем священнику борода и длинные волосы?

Длинные волосы у священнослужителей — это традиция. Скорее всего, она пришла с православного Востока под влиянием монашества. Во всем православном мире, в том числе и у восточных славян, ношение бороды и удлиненных волос у священников являлось нормой. Исключение составляли земли западной части христианского мира. Римская традиция предписывала стричься и бриться. Это было обусловлено гигиеническими нормами той эпохи. Западноевропейская медицина тогда предписывала в целях личной гигиены для предотвращения болезней и появления вшей остригать волосы и брить бороду. Купаться в реке, как это делаем мы сейчас, считалось антисанитарией, так как многие ученые доказывали, что в водоемах обитают разные источники инфекций. На Востоке же, напротив, омовение, в том числе и с погружением в воду, считалось обязательной каждодневной нормой.

В Русской Православной Церкви традиция ношения длинных волос священнослужителями пришла на смену другому обычаю — выстригать волосы на темени, что символизировало терновый венец Иисуса Христа. На Русь эта традиция пришла из Византии.

Там обычай выстригать волосы существовал со времен раннехристианской Церкви, но окончательно утвердился в VII веке (21-е правило VI Вселенского собора 692 г.). Прическа клириков предполагала выстрижение волос сверху, на темени, и подстрижение их снизу «в круг».

На Руси выстриженная маковка клириков получила название гумёнцо. Выбритая часть покрывалась небольшой шапочкой — скуфьей.

С XVII века в Русской Православной Церкви существовали уже две традиции вместе: не стричь волосы и выстригать гуменцо. Об этом свидетельствует, например, архидиакон Павел Алеппский, который в 1656 году путешествовал в Москву вместе со своим отцом, Антиохийским патриархом Макарием: «Волос на голове они (священники — д.И.И.

) не бреют, за исключением большого кружка посредине, оставляя прочие длинными, как они есть» [Павел Алеппский, архидиакон. Путешествие Антиохийского патриарха Макария в Москву в XVII веке. СПб., 1898. С. 97]. Как долго практиковалось выстрижение маковки, с точностью сказать невозможно, но к XVIII в.

эта практика была совершенно оставлена.

Вероятно, с тех самых пор, как священники стали отпускать длинные волосы, последние для них превратились в предмет повышенного внимания.

Так Церковь столкнулась с необходимостью выработать некоторые рекомендации относительно того, каким должно быть отношение к своим собственным волосам со стороны каждого отдельного иерея.

О внешнем виде священника, как и об уходе за волосами, говорит один из разделов пастырского богословия — науки о нравственных качествах и обязанностях иереев.

Прическа священника, как и весь внешний его вид, должна свидетельствовать о его скромности и сдержанности. Лохматые, непричесанные, грязные волосы, равно как и чрезмерно ухоженные и уложенные по светской моде, расцениваются как недопустимые для духовенства. В заботе о волосах требуется избегать крайностей.

В русской церковной традиции как борода, так и длинные или удлиненные волосы были и остаются отличительными признаками православного духовенства, что вполне согласуется и с богослужебным облачением, и с традиционным восприятием духовенства православным народом.

Если священник не носит бороды и удлиненных волос не по состоянию здоровья, а сознательно в соответствии со своим желанием, то у людей (не только верующих) возникает вполне обоснованная мысль, что священник стесняется своего служения и, в каком-то роде, «маскируется».

И у традиции выстригать гуменцо, и у традиции отпускать волосы до плеч были свои основания, но ни одно из них не имело силу закона. Предписание ап. Павла к Коринфянам (1 Кор.11:14-15) — это не закон или правило, требующие беспрекословного исполнения, это обычай, соответствующий эпохе и культуре первых христиан на Востоке.

От себя могу лишь добавить: если уж решил священнослужитель отращивать длинные волосы, то нужно за ними ухаживать и внимательно прислушаться к наставлениям, какие давал, например, профессор архимандрит Киприан (Керн): «Умеренно подстриженные волосы, подровненная борода и в меру укороченные усы никак не могут уменьшить духовности священника и подать повод к упреку в щегольстве» (Архимандрит Киприан, профессор. Православное пастырское служение. СПб., 1996. С. 92)

диакон Иоанн Иванов

Источник: http://dishupravoslaviem.ru/zachem-svyashhenniku-boroda-i-dlinnye-volosy/

Почему бритьё бороды у православных священников не приветствовалось

Строгого запрета на бритьё бороды у служителей православной церкви в настоящее время нет. Но есть множество причин, почему у православных священников имеются бороды.

Фактрум заглянул в старинные своды церковных правил и разобрался, почему священники носят бороду.

В православной церкви священник, согласно традициям, должен носить бороду. Своими корнями это правило уходит ещё во времена жизни Христа. Как известно, Христос бороду не брил и отращивал длинные волосы, поскольку был воспитан в назорейской общине. И на всех иконах лик Господа изображался исключительно с окладистой бородой, усами и длинными волосами.

Бороды священников в России было запрещено брить согласно апостольским наставлениям и правилам Вселенского Собора. Кроме того, брадобритие в Ветхом Завете открыто называлось грехом. И в самой Библии есть отсылки к тому, что служителям церкви и истинно верующим не стоит стричь бороды.

По мнению православной церкви, бритьём волос на лице человек выказывает своё недовольство ликом, что дал Господь. По этой причине Стоглавый собор в России издал правило о проведении погребальной службы над безбородыми.

Умершего мужчину без бороды нельзя было отпевать, и после погребения за такого человека запрещено было ставить свечи в церквях. А в 1347 году в Вильно за категорический отказ побрить бороды язычники казнили троицу христиан. До прихода к власти Петра I удаление растительности на лице порицалось церковью.

Это даже приравнивалось ко греху прелюбодейства. За бритьё бороды вполне могли отлучить от церкви.

Позиция старообрядцев по вопросу бороды у священников совпадает с православной церковью. Они верят, что только носители бороды смогут попасть в Царство Небесное. Больше того, безбородому нельзя заходить ни в одну старообрядческую церковь. Строги они и в отношении тех, кто единожды обрил бороду и не признался в этом. Таких людей старообрядцы хоронят без подобающих обрядов.

В современной православной церкви борода попа не является обязательным атрибутом его внешности. Однако подавляющее большинство священников не бреет бороды. Этим они отдают дань христианским традициям. За растительностью на лице и голове тщательно ухаживают, потому что неопрятным перед прихожанами священник быть не может. 

Кому из священнослужителей разрешено не носить бороду?

Юношам, учащимся в духовной семинарии, разрешается бриться и не отращивать бороду. Грех ли брить бороду для семинаристов? Нет, безбородыми они остаются потому, что так принято. Лишь с окончанием учёбы и вхождением в сан молодой священник может начать отращивать бороду.

Делают послабления и для тех священнослужителей, у кого борода не растёт от природы. Согласно канонам, у попа должна быть длинная и окладистая борода. А если у мужчины, принявшего сан, борода растёт неопрятными клочками, то он имеет полное право сбривать её.

Православные священники, живущие за границей, могут не носить бороды. Почему батюшки носят бороду в России, а за границей обходятся без неё? Потому что в шестидесятых годах мир захлестнула волна воинствующих хиппи.

Священников, носящих бороды, стали путать с ними. Чтобы не иметь проблем с полицией, зарубежные батюшки начали брить бороды с разрешения РПЦЗ.

Также священники-обновленцы, ратующие за модернизацию православной церкви, ходят без бороды.

Католические священники тоже не носят бород и усов. Так повелось со времён Древнего Рима, когда отсутствие бороды говорило о принадлежности к высшим слоям общества. Однако некоторые папы римские носили бороды, например, Юлий II и Климент XI.

 Поколотить попа и остаться безнаказанным: почему наши предки с батюшками не церемонились

Источник: https://www.factroom.ru/religiya/pochemu-brityo-borody-u-pravoslavnyh-svyashchennikov-ne-privetstvovalos

Зачем православным нужны бороды

протоиерей Артемий Владимиров

315 лет назад Петр Первый ввел налог на бороды, сделав исключение для Церкви. Отец Артемий объясняет, почему семинаристов сегодня заставляют бриться, и правда ли, что у консервативных священников бороды длиннее, чем у либеральных.

— Почему православные носят бороды? — Вспоминая этот указ Всероссийского Императора, который, благодаря своим советникам, умел пополнять государственную казну из ничего, мы с вами должны признать, что борода является прерогативой не только православного мира.

Но все народы древности, как об этом свидетельствуют археология, живопись и литература, в бороде видели неотъемлемую часть мужеского достоинства, очевидно, отождествляя ее с добродетелями мужества, мудрости, стати, сильного мужского ума.

Средние века и новейшее время во многом подчинили одежду и внешность людей европейскому стандарту.

Однако в лоне русского Православия всегда господствовали консервативные воззрения на сей счет. И сегодня, увидев бороду на улицах столичного города, можно сразу догадаться, что перед нами либо православный христианин, либо представитель какой-то иной традиционной мировой религии, ведь бородами не брезгуют и иудеи и мусульмане.

Но мы с вами, возвращаясь к обычаям, принятым у православных христиан, скажем, что не в бороде счастье. Отрастить длинную бороду ума не нужно. И, конечно же, нравственное достоинство христианина ни в малой мере не зависит от того, как он относится к ношению бороды.

Оговоримся, для православных священнослужителей наличие бороды является неотъемлемым требованием к их внешнему виду, ибо все в жизни пастырей должно быть увязано не только с двухтысячелетней христианской традицией, но и с несколькими тысячами лет библейского бытия. Еще в ветхозаветных Моисеевых книгах, в частности, в книге Левит, мы находим описание внешности священнослужителей и указание не повреждать края бороды своей (Лев. 21:5).

Читайте также:  Как выбрать ремень для мужчины: смотрим на размер и качество

Нет, конечно, мы не будем утверждать, что подобные обрядовые постановления строго обязательны для современного священника. Но существуют тонкие, почти неуловимые нюансы, которые воспринимаются чутким сердцем православного народа.

Народ наш , консервативный и традиционный, конечно принимает любого батюшку. Но про себя все же отмечает: ах, как жаль, что батюшка обкорнал свою бороду, оставив вместо нее крысиный хвостик а ля Троцкий или наподобие куцей бородки, принадлежавшей «всесоюзному козлу», как, если я не ошибаюсь, называл Калинина Иосиф Сталин.

Увидев молодого священника с гладко выбритыми щеками, его ухоженную под революционный манер бородку,внимательные люди отмечают – а это батюшка «прогрессивного» толка, не слишком озабоченный вхождением в традицию…

Однако это всего лишь психологические наблюдения, и прошу читателей правильно воспринять мои слова. Мы сейчас беседуем более об эстетике, чем об этике, и ни в коей мере не бросаем тень на тех священников, которые тяготятся ношением длинной бороды.

— Так верно ли говорят, что длинная борода это признак консервативного священника, а короткая – либерального?

— С некоторой натяжкой можно это предположить, но не будем нашим наблюдениям придавать силу правила. Главное, безусловно, в качестве твоих помыслов, в образе твоих мыслей и жизни.

Но некий намек на сущность дела в особенностях внешнего вида, конечно, содержится.

Вы помните изречение отца Павла Флоренского, который говорил, что одежда, а стало быть, и внешность, есть продолжение личности человека, — и поэтому самые малые малости нашего туалета, одеяние, внешность, говорят об определенном устроении души.

И если вы Шерлок Холмс, то есть человек психологичный и наблюдательный, то, безусловно, встречая человека «по одежке», составляете о нем некое первичное впечатление. Тем паче, имеет внутреннее право на свое суждение священник, который отличается опытностью, всегда находясь в центре внимания, под перекрестьем десятков, а может и сотен взглядов.

Поэтому любой батюшка должен давать себе отчет, что все его вкусы, пристрастия и привычки, имеющие отношение к внешнему облику, всегда могут стать пищей для напряженного размышления. Особенно это справедливо в отношении священников, которые появляются в телевизионном окошке.

— А почему семинаристов заставляют свои бороды брить? — Для того, чтобы отличить это сословие от тех, кто уже принял священный сан. Едва лишь только семинариста рукоположат в диаконы, как он начинает и внешним видом отличаться от своих собратьев.

Впрочем, исключение, как мне помнится (я преподавал в Московских духовных школах более 10 лет), делалось для семинаристов из старообрядческих согласий.

Уважая их консерватизм и не желая никаких драм, имевших место при Петре Великом, им дозволялось ходить в черных семинарских кителях и при этом носить свои окладистые бороды.

Записал Кирилл Миловидов

Источник: http://www.nsad.ru

Источник: https://azbyka.ru/zachem-pravoslavnym-nuzhny-borody

Почему и зачем священники носят бороды?

Борода это традиция с древних времен. Если вы посмотрите древние скульптуры, картины, то увидите, что борода — это был неотъемлемый атрибут взрослого, зрелого мужчины. Длинная борода придавала ее носителю мужества, уважения, почтения. Все-таки, нас такими создал Господь, а значит это не случайно.

В Библии, в Ветхом Завете указан запрет на бритье бороды:

Не стригите головы вашей кругом, и не порти края бороды твоей. Ради умершего не делайте нарезов на теле вашем и не накалывайте на себе письмен. Я Господь» (Лев.19:26-28).«И взял Аннон слуг Давидовых и обрил их, и обрезал одежды их наполовину до чресл и отпустил их. И пошли они.

И донесено было Давиду о людях сих, и он послал им навстречу, так как они были очень обесчещены; и сказал царь: останьтесь в Иерихоне, пока отрастут бороды ваши, и тогда возвратитесь» (1Пар.19:4,5).

Сам Господь Иисус Христос был назареем и носил бороду. На всех иконах мы Его таким и видим.

Это была норма внешности тех времен.

Господь Пантократор

Православие — вера ортодоксальная, придерживающаяся традиций, древних преданий времен апостольских. Для нас Христос — это первый образец для подражания во всем — как в поведении, так и во внешности.

Подражая Господу мы, верующие, тоже носим бороду. Того же касается и одежда священника — это все элементы одежды времен Хртста.

Сам священник одетый в полное иерейское облачение символизирует собою Господа Иисуса.

В дальнейшем, борода стала отличительным атрибутом духовенства. Она показывает, как бы, «неотмирность» священства, их особый духовный статус. Священники не ищут внешней красоты, щогольства, но внутреннего духовного развития, поэтому бритье лица не имеет для них смысла.

Борода это не догмат. И безбородый священник не менее благодатный, чем с бородой. Но все же, насколько приятнее смотреть на благообразный лик священника с аккуратной красивой бородой, подчеркивающий его священный сан. Такой батюшка вызывает лишь уважение и почтение.

Старец Илий.

Спасибо, что дочитали до конца этот пост. Надеюсь, вам было интересно и полезно. Подписывайтесь на мой канал и я буду стараться писать новые посты о православной вере. Спаси Вас Господь!

Источник: https://zen.yandex.com/media/id/5ca0d513d92e0900b4478a84/pochemu-i-zachem-sviascenniki-nosiat-borody-5ca8ca8240cd8900afc08470?feed_exp=ordinary_feed&from=channel&rid=3463818937.497.1572757215768.27974&integration=publishers_platform_yandex

В каких случаях православные священники могут ходить без бороды

Длинная окладистая борода — неотъемлемый атрибут православного священника, как считает большинство россиян. Можно ли представить гладко выбритого попа? А между тем, в некоторых случаях батюшки не носят традиционной для них бороды.

Православная традиция

Обычай ходить с длинными волосами и растительностью на лице пришел на Русь вместе с распространением христианства. Дело в том, что еще ветхозаветные иудеи носили бороды, следуя указанию книги Левит: «Не стригите головы вашей кругом, и не порти края бороды твоей» (глава 19 стих 27). Святые апостолы, отвергая многие библейские традиции, относительно бритья бороды придерживались тех же взглядов. Сам Иисус Христос, судя по иконографии и священным текстам, носил длинные волосы и растительность на лице.
Отличие православных христиан от католиков также увязано с этой темой. Известно, что римляне традиционно брились, а греки — нет. Западное духовенство считало, что пастор вправе сам решать: носить ему бороду или нет. Иерархи Византийской церкви в этом вопросе были категоричны, они запрещали всем мужчинам (не только священникам) стричь и брить бороды. Ведь такими их создал сам Бог. Поскольку на Русь христианство пришло из Константинополя, в нашей стране установилась соответствующая традиция. Стоглавый собор, прошедший в Москве в 1551 году, даже запретил отпевать по канонам православной церкви безбородых покойников. [С-BLOCK]

Сейчас мнения среди священнослужителей разделились. Консервативные попы считают бритье бороды признаком вероотступничества, а их более прогрессивные коллеги не видят прямой связи между растительностью на лице и духовностью человека.

Вместе с тем, они признают, что хотя борода и не является обязательным атрибутом священника, в сознании россиян сложился устойчивый стереотип.

Бритый «под ноль» батюшка воспринимается прихожанами с опасением: а почему он не следует церковным традициям?

Безбородый поп противоречит устоявшейся культурной парадигме, вызывает подозрения в тайной приверженности к сектантству, поэтому священнослужители не хотят бросать вызов общественному мнению своим внешним видом.

Русская зарубежная церковь

Все сказанное выше касается только нашей страны. Русская православная церковь за границей (РПЦЗ) гораздо более демократична в данном вопросе. Религиозная организация, действующая в США, Канаде, Великобритании, Австралии, Франции, Германии и других странах, где есть общины эмигрантов, разрешает своим сотрудникам бриться.

Как известно в 60-х годах ХХ века Америку и Европу захлестнула волна молодежного протестного движения хиппи. Парни и мужчины, объявившие своими ценностями «секс, наркотики и рок-н-ролл», выражали свой протест против устоев буржуазного общества, в том числе и своим внешним видом. Они носили бороды.

Тогда священники зарубежной православной церкви столкнулись с проблемой: их стали принимать за хиппи.

Это было неприемлемо сразу по двум причинам: христианская мораль несовместима с идеологией данного молодежного движения; сотрудники полиции часто ошибочно принимали молодых священников за протестующих бунтарей, возникали недоразумения.

В такой ситуации руководство РПЦЗ решило, что бритье бороды допустимо, и лучше не разжигать разногласия в обществе своим внешним видом. Сейчас большинство сотрудников зарубежной православной церкви бреются еще и затем, чтобы бдительные граждане и спецслужбы не путали их с мусульманами, принимая за возможных террористов.

Обновленцы

1917 год стал переломным для всей нашей страны, православную церковь также пытались реформировать. Возникло обновленчество — движение за демократизацию русской духовной жизни, модернизацию управления приходами. Многие религиозные деятели призывали священнослужителей отказаться от устаревших обрядов, они считали, что церковь должна идти в ногу со временем.

Подчеркивая свои реформаторские идеалы, духовные иерархи обновленцев коротко стригли свои волосы, а бороду и усы тщательно брили. Например, Александр Иванович Введенский (1889-1946 гг.) не носил никакой растительности на лице. Он возглавлял «Живую Церковь», как еще называли данное религиозное движение, с 1922 года и до самой своей смерти. Однако попытка модернизации русского православия не нашла поддержки среди большинства священников и паствы. Лишившись покровительства советской власти в 30-е годы XX века, обновленчество постепенно сошло на нет.

От природы не растет

У некоторых мужчин борода и усы от природы либо совсем не растут, либо отдельные клочки волос прорываются сквозь кожу местами, что выглядит некрасиво.

Ученые выделяют четыре основные причины такого явления: гормональный дисбаланс, когда организм вырабатывает недостаточно тестостерона; нехватка питательных веществ, необходимых для роста волос; повреждение волосяных луковиц в результате различных заболеваний кожи; наследственность, если у кого-то из предков была такая же особенность.

Отсутствие бороды — это редкость. Как правило, большинство мужчин не знают такой проблемы. Хотя среди разных народов количество безбородых представителей сильного пола варьируется.

Наличие небольших проблем со здоровьем или наследственные особенности не являются препятствием для принятия священнического сана. Хотя такому батюшке приходится нелегко. Ему нужно объяснять руководству и прихожанам, что он безбородый от природы.

Далеко не каждому человеку легко докладывать о своем гормональном дисбалансе всем любопытствующим, объяснять, что он — не сектант и не вероотступник.

Среди таких священников встречаются и духовно сильные люди, сумевшие преодолеть устоявшийся в обществе стереотип, но некоторые безбородые батюшки бывают вынуждены отказаться от служения.

Семинаристы

Учащиеся духовных семинарий, которые готовятся стать попами, как правило, бреются. Так принято. Лишь после принятия священнического сана молодой человек вправе отпустить длинную и окладистую бороду. Исключение делается лишь для старообрядцев, из уважения к их традициям.

Семинаристам ясно дают понять, что благообразная растительность на лице — это атрибут священнослужителя, как и длинные волосы. Прически учащихся должны быть аккуратными, не выделяющими их среди сверстников. Хотя и совсем коротко стричься тоже не дозволяется, чтобы избежать сходства с бритоголовыми.

Что и говорить, наличие или отсутствие бороды у священника — это вопрос и религиозно-политический, и культурно-реформаторский.

Источник: https://news.rambler.ru/other/38702213-v-kakih-sluchayah-pravoslavnye-svyaschenniki-mogut-hodit-bez-borody/

Почему католические священники — это выбритые подтянутые мужчины, которые носят стильные черные костюмы, а православные священники — это толстые бородатые мужчины в рясах?

АВТОР ВОПРОСА ОДОБРИЛ ЭТОТ ОТВЕТ

Католическое духовенство было и остается тусовкой интеллектуалов, которые до 18 века удерживали монополию на научные изыскания, на минуточку. Отсюда гораздо более спокойное отношение к одежде, бритью, стрижкам, светским занятиям и так далее.

В свое время, например, в 16 веке, когда была мода на бороды, в Ватикане все ходили с роскошными лопатами, как Пий V (пик 1), потом — с эспаньолками, как Климент IX (пик 2).

Когда компания Gillette зафорсила моду на бритье, практически все начали бриться, а сейчас опять стало модно иметь растительность на лице, потому священник с пика 3 не отстает.

В православной же среде жива доля средневекового мракобесия, в том числе, и мысль, появившаяся где-то в районе 15 века о том, что человек, сбривающий бороду, лишается Образа Божьего, становится еретиком, сатанистом, содомитом и вообще. Старообрядцы до сих пор верят, что тот, кто сбреет или острижет бороду и умрет без покаяния, не может быть похоронен по всем ритуалам, и демоны его замучают ужасным образом.

Казалось бы, ничего существенного в этом нет, и никто уже не отказывает бритым в причастии, а потому Всеволод Чаплин может смело сбрить свою поросль, но нет! В 1980-90х в РПЦ пришло огромное множество натуральных мракобесов со всяких окраин, которые в среде и так не блиставшей интеллектуальностью устроили натуральную деградацию, важной частью который стало именно то самое обрядоверие.

Суть этого явления в том, что во главу угла становится не вера, самоосознание и покаяние, а соблюдение обряда, редуцированного донельзя. Потому, конечно, пораженному этим священнику не может и в голову прийти подстричься или побрить бороду — как содомит и латинянин.

Греческие и другие православные священники, конечно, тоже носят бороды, как дань традиции, но уже гораздо более скромные и стильные.

Полнота православного духовенства, в свою очередь, связана со строгостью постов и довольно сложным распорядком дня, что мешает правильно питаться и заниматься спортом.

Читайте также:  Мужские духи в голубом флаконе: какие бывают?

Ну и да, не стоит забывать о том, что молодых священников не так уж много, а в зрелом возрасте славяне часто полнеют.

Среди монахов, которые ведут немного другой образ жизни и часто много работают физически, полным полно стройных и даже спортивных.

Не хочу понтоваться, но имею богатый опыт работы и общения как и с православным клиром, так и с католическим. Забегая наперед отмечу сразу, что не нужно черпать представления о священниках (и уж тем более внешний имидж) из кинематографа и фотографии с интернет-свалки (тех же групп ВК).

Кто такой католический священник? Очень редко, когда это молодой человек. В большинстве случаев это человек 35+, а то и старше. В Ватикане это серьезная проблема и неоднократно стоит гул вокруг отмены целибата.

В общем католический священник — это одинокий человек (я никого не обвиняю и ни на что не намекаю, но наличие женщины и о неофициальной жизни говорить невозможно, т к никто по пятам за ними не ходит и не следит; в любом случае наличие тайной жены — ничего плохого в этом нет и даже относиться к этому стоит с пониманием), живущий по большому счету как и военнослужащий. Т.е. работает как швейцарские часы. Католический священник является монахом одного из орденов и живет по уставу этого ордена. К слову, не взирая на такой однообразный монотонный образ жизни это не мешает клирику включить из себя нарцисса аля Джеймс Бонд с великой целью (только тут она религиозная). Извиняюсь за такой юмористический образ, но он весьма кстати.

Кто такой православный священник? Казалось бы, их функции и социальные роли в обществе аналогичны с католическими священниками, но это далеко не так. Православный священник в подавляющем большинстве случаев является белым духовенством (т.е. женатым).

Черное духовенство это епископы и монастырские священники. Семьянин — это значит, что у тебя полно хлопот, ты тонешь в светской жизни и не отрываешься от нее не взирая на то, что твоя работапрофессияжизненное кредо посвящено религии.

Для лучшего понимания просто посмотрите на любого человека, у которого 3 и более детей. Каким он будет худымтолстым, какие вещи будет себе позволять и в чем себя ограничивать.

Видите ли, семьянину некогда следить за своей одеждой и под рясой у него очевидно будут джинсы с рубашкой, ну зимой свитер такой типичный.

О бритостибородатости. Весьма условно. Есть множество католических орденов где на оборот предписано не брить бороды.

Впрочем, учитывая либеральные настроения в Европе (они непосредственно отражаются и в быте монашеских орденов невзирая на все консервативные настроения в оных) и хипстерскую моду на мочалку на лице, то сейчас можно встретить бородатых францисканцев в легкую, при чем с такими нормальными кустами, а не газоном в сантиметр отполированный тримером. Теперь о клириках РПЦ.

Что удивительно (оно как маятник в РПЦ по отношению к западному христианству) среди нового поколения епископов, т е епископов не советских и даже не из 90-ых, а новых, которые приняли хиротонию в 00-ых и вот недавно. Сейчас у них на оборот мода какая-то пошла на короткие бороды с выбритыми щеками.

Что кстати интересно среди простых священников (самых обычных, которые ни на что не претендуют) бороды соответствуют классике жанра и не меняются, т.е. бородатые при любой погоде. Почему не бреются обычные священники? Потому что дань традиции и зачастую сами верующие воспримут бритого батюшку настороженно.

Это не потому что, что в восточном христианстве есть радикальные представления о том, что бриться нельзя, просто потому что это часть православной восточной христианской культуры и священники хотят ей соответствовать. К слову, я знаю молодых бритых священников.

Один украинец и причины его бритости мне честно сказать не ясны, но учитывая особенности западной Украины, то там борода действительно не имеет значения. Другой является работником епархии и его прихожанами являются тот контингент, который не станет шарахаться от бритого батюшки. Знаю еще одного бритого священника, но он бреет периодически бороду из-за траура по своему отцу (тоже священнику) — это отдельный случай. Знаю так же священников РПЦ за границей и они часто тоже бритые и это вполне нормально. Ленивые могут погуглить. Сегодняшний день, православный храм и православный священник со свежевыбритым лицом совершает евхаристию.

О полнотехудобе. Я уже писал об этом в одном из вопросов. Образ жизни и особенности обрядов. Католический священник не обязан совершать мессу натощак. Т.е. может утром позавтракать и чашку кофе пропустить, в полдень пообедать и т. д.

Православный священник такого себе позволить не может. Вам любой адекватный здравомыслящий диетолог подтвердит, что если пол дня голодать, а потом во второй половине дня и вечером отъедаться с голодухи — наберешь в весе. Это неизбежность.

Представления о священниках большинство людей черпают из СМИ и кинематографа. В СМИ попадают те священники, которые так скажем имеют общественный вес, опыт и возраст, то есть люди не молодые.

А теперь посмотрите на взрослых мужчин на улице много ли из них худых? На оборот, они зачастую в теле. Так же само восприятие человека в черной мантии — оно полнит и это обман зрения частенько.

Об интеллектуальном развитии клира католического и православного я тоже внесу своих пару заметок, в силу того, то об этом написали в других ответах.

Я бы не стал рисовать из православных священников неотесанных безграмотных людей и восхищаться польским ксензом в вакууме который, кстати говоря, не против таки старки накатить и не одну бутылку под прослушивание небогоугодного хард-рока. Мракобесов полным полно и среди католического клира.

Обойдусь без имен и фамилий, но приходилось слушать лютый антинаучный бред похлеще Фоменко и Асова вместе взятых из уст католического служителя. Недальновидных людей хватает везде, так что рисовать из этих великих умов, и а из тех дураков и болванов — ну … нет слов. У РПЦ сегодня действительно множество проблем в образовании священников.

Это отголоски в первую очередь 20 столетия. Видите ли, западному христианству просто очень повезло, что по нему не проехалась утюгом антирелигиозная политика коммунизма. Священническая школа русской Церкви была подорвана. Если говорить об умах 17 — 19 веков, так у нас своих гениев в РПЦ предостаточно как и в истории, так и в медицине, и в естественных науках.

К слову есть эти умы даже в 20 столетии, но их мало. По этому в 90-ых в силу того, что священники были нужны, но кандидатов просто не было, то хиротонию начали принимать просто отбитые фрикодромщики и то я бы не стал всех клеймить. В 90-ых были самые разные люди, одни стали священниками потому что их место было по-настоящему в Церкви.

Другие просто потому что хотели поиграть в брахманов, «малиновый звон» или вообще бывший мусорок из местной ментовки, который учуял денег запах. Хотя, к слову, если рассматривать священников из «старой школы» т.е. пожилых священников которые служили еще в СССР, то они как раз очень образованные люди и весьма начитанные. Однако, ситуация в РПЦ уже меняется.

Новое поколение священников почти всегда имеет высшее образование, помимо занюханной семинарии обязательно (если хочет служить в городе, а не прожить свою жизнь в деревне среди тракторов и колхозов) должен отучиться в духовной академии, а это современная академическая сфера с набором светских дисциплин в большом количестве.

Во многом требования махровые и формальные, но с другой стороны время, проведенное в учебных заведениях ведет к просвещению. Научная деятельность священника в той или иной сфере епархиями поощряется. Причем священники эти имеют светские научные степени. Ограничения определенные есть в виде того, что бы научная работа не мешала церковной миссии. Если проблем нет, пожалуйста.

Католическая церковь пристально следит за своим имиджем, от самого верха и до самых низов, до самых простых священников. И старается, чтобы в общественном образе запечатлелась именно такая картинка простого «батюшки».

Конечно, это не иллюзия, и таких священников и правда, наверное, большинство, однако бывает всякое.5 первых лет жизни я рос на севере Казахстана в поселке с костелом и преимущественно католическим населением.

За это время я застал двух ксендзов — один был очень худой, а другой — толстый, даже очень (мне он казался добрее и приятнее).

Русский батюшка всегда был ближе к народу, всегда был скорее с простыми людьми, чем с организацией. У него была жена, да и вообще, он вел себя очень по-простому.

Мог и выпить, и подраться, да и анекдоты всякие про «кадилом по лбу», думаю, не с пустого места взялись. Ну и, конечно же, наш поп любил покушать.

Иначе говоря, если ксендз — это вроде некоего миссионера, что приезжает просвящать, то батюшка — это отражение нашего же народа, нашего же общества, он такой, какие мы.

Странно, не обратил внимание на этот вопрос. Вот вам предыдущее повторение этого вопроса, еще 23 ответа и ссылки, в том числе от людей в теме:

Почему среди православных священников часто встречаются люди полного телосложения? Среди католиков такого практически нет?

И, каждый раз добавляя, добавлю чуть и в этот раз.

Тут еще такой аспект, что далеко не все воспринимают упитанность как нечто неправильное. На юге России и Украине, например, худоба воспринимается вообще негативно. Меня постоянно спрашивают: «ты что свою жену не кормишь?»

Подобрел, раздобрел, поправился — все о позитивном восприятии в нашей культуре упитанного человека.

Кроме того, худоба всегда ассоциируется с молодостью (это физиология, гормоны. отсюда, кстати, и ассоциация с некоторой агрессивностью, которая характерна для молодости). А молодой священник это не однозначно воспринимается, не всегда положительно.

Также восприятие фигуры зависит от одежды. Свободная всегда будет полнить. А надень пояс и будешь выглядеть скорее плотно, чем толсто.

Разница в толщине первую очередь из-за разных постных традиций. В католичестве пищевой пост -это прежде всего количественные ограничения.

Великим постом католики традиционно едят один раз в день и не досыта, продукты при этом те же, что и всегда (только по пятницам многие не едят мясо).

Для православных же пищевые постные ограниченич — это запрет на животную пищу, при этом в растительной пище себя ограничивать не принято. Ну и едят целый день картошку с макаронами, а за день их можно много съесть.

Бороды — просто восточная традиция. Католики восточного обряда (униаты) так же носят бороды, т.к. имеют те же традиции, что и православные. На западе традиционно носят бороды только францисканцы, остальные просто ходят как все.

Читать ещё 14 ответов

Источник: https://TheQuestion.ru/questions/469558/image_src

Ссылка на основную публикацию