Национальные головные уборы: от монголки до турецких шапок

  • У каждого народа есть свой головной убор. Предлагаю Вам узнать много интересного о головных уборах, некоторые из которых мы носим сами:
  • Чустская тюбетейка
  • Узбекистан
  • Хлопок

Самая популярная лёгкая мужская тюбетейка была изобретена в Ферганской долине: складная шапочка, помещается в карман. Классическая – чёрного или тёмно-синего цвета с белым узором в виде стилизованных стручков перца, которые защищают здоровье мужчины, и узорных арочек, выражающих пожелание иметь 16 детей.

  1. Чульо
  2. Перу
  3. Шерсть

Вязаная шерстяная шапка, закрывающая уши, — традиционная защита андских индейцев от холодов высокогорья. Она изготавливается из альпака.

Сегодня это классический сувенир из Южной Америки и даже предмет экспорта.

Можно отыскать шапки, выполненные в традициях инков, — с геометрическим узором и стилизованными изображениями животных, либо любой другой расцветки, на взрослых и детей с самыми различными вкусами.

  • Соломенная шляпа
  • Вьетнам
  • Солома, пальмовые волокна, шёлк

Настоящий символ Азии – их можно увидеть на крестьянине и на городской моднице. Такая шляпа незаменима в тропиках: она защищает и от дождя, и от солнца, и от посторонних взглядов, будучи при этом очень лёгкой. На голове соломенный конус держится за счёт шёлковых лент.

  1. Панама
  2. Латинская Америка
  3. Хлопок, картон

Классические панамы делаются из соломы, не мнутся и помещаются в карман. Происходит из Эквадора, а название и популярность эта велика в деле спасения от солнечных ударов штука получила благодаря Тедди Рузвельту, инспектировавшему в ней Панамский канал. С тех пор в Латинской Америке появилось несколько вариантов панам.

  • Папаха
  • Кавказ
  • Мех

Высокие шапки в форме усечённого конуса обычно шьют из густой и длинной овчины, но возможен и каракуль и даже медвежий мех.

Это идеальный головной убор в горах: отлично греет, защищает голову от ударов, ну и «материал» всегда бегает поблизости. Для кавказцев папаха  — символ чести, сбить её с головы – страшное оскорбление.

Зато шапкой, набитой опилками, охотно играют в конный баскетбол, закидывая шапку в кольцо.

  1. Тюбетейка
  2. Средняя Азия
  3. Сатин, бархат, шёлк, парча

Название произошло от тюркского «ТЮБЕ» — «ВЕРХ». С 19 века это самый распространённый головной убор в Средней Азии. Бывают тюбетейки мужские и женские, для детей, стариков и замужних женщин, самаркандские, бухарские, хорезмские и т.д. Популярная у туристов разновидность – бухарская золотошвейная шапочка, между прочим, главный атрибут наряда невесты.

  • Каппер
  • Россия, Финляндия, Швеция, Скандинавия
  • Шерстяное сукно, мех, бисер и другие украшения

Мужской головной убор саамов – народа, живущего на севере Скандинавского полуострова и северо-западе России. Капперы шьют из синего, чёрного или красного сукна на подкладке из оленьего меха. Нижняя часть цилиндрическая, украшается цветным сукном, бисером, жемчугом. Иногда к каперу пришивают наушники с тесёмками, которые завязываются под подбородком.

  1. Тирольская шляпа
  2. Швейцария, Германия, Австрия
  3. Фетр

Классический цвет – зелёный, но вариаций множество. Ещё в традиционный комплект входит шнур с петлёй, обмотанный вокруг тульи, и перо или специальная метёлочка в качестве украшения.

  • Чембер
  • Туркмения
  • Шёлк, другой тканый материал

Головное покрывало красного цвета с вышивкой – оберегом – один из вариантов головного убора молодых замужних женщин. Со временем Чембер эволюционировал, превратившись из полотна в шапочку: заплетённые косы прячутся в мешочек на затылке. Сейчас в Туркмении можно встретить оба варианта, но с классическим вариантом, т.е. полотном справиться сложнее.

  1. Чалма или тюрбан
  2. Аравийский полуостров, Северная Африка, Азия
  3. Хлопок, шёлк

По сути, это длинное полотнище несшитой ткани, наматываемое вокруг головного убора, типа тюбетейки. Изначально наиболее распространённым был чёрный цвет.

Существуют тысячи способов завязывания чалмы, важны количество складок, расположение узла и свободного конца. Размер, цвет, способ завязывания чалмы говорят о статусе и происхождении владельца.

Особое положение занимает чалма зелёного цвета – её могут носить прямые потомки Пророка или же те, ктосовершил хадж в Мекку.

  • Монтера
  • Испания
  • Бархат, велюр

До 19 века головной убор тореро имел вид обычной треуголки, но с тех пор и по сей день это монтера: круглая шапочка с рожками. Классический вариант – чёрный, из собранной в мелкие складочки ткани, напоминающей курчавые волосы. Той персоне, которой тореро посвятил победу над быком, он бросает свою монтеру.

  1. Сомбреро
  2. Мексика
  3. Солома, фетр

Испанское слово «шляпа», sombrero, дословно «дающая тень». Мексиканский вариант даёт её с избытком – диаметр полей может достигать одного метра. Самые нарядные сомбреро – фетровые, с огромными полями, декоративными украшениями, помпончиками и т.д. – это головной убор мексиканского музыканта, марьячи. Крестьянские шляпы плетут из соломы.

  • Малгай
  • Монголия
  • Шёлк, вельвет

У разных монгольских племён шапка малгай имеет различный облик. Наиболее характерный облик – конусообразный, с шариком на макушке. Шарик символизирует солнце, а идущая от неё прострочка или прикреплённая к нему кисть символизируют его лучи, согревающие всех монголов на свете.

  1. Перья
  2. Парагвай
  3. Перо, тесьма

Парадный головной убор индейцев мака, проживающих в Парагвае. Перья выбираются ярких цветов – по легенде, достаются индейцам от райских птиц. Туристам, которые не удержались от покупки такого сувенира, обычно рекомендуют не выряжаться в перья раньше, чем они доберутся до Европы, чтобы никого не обидеть.

  • Берет
  • Шотландия
  • Шерсть

Береты с помпоном до сих пор с гордостью носят волынщики, любители клетчатого, лукавые девушки и шотландские националисты. Шьют береты, как и килты, из тартана – клетчатой ткани, сочетание цветов которой своё у каждого клана.

  1. Феска
  2. Египет, Тунис, Марокко
  3. Фетр

Шапка в виде усечённого конуса, со свисающей с макушки чёрной кисточкой. Этот головной убор ассоциируется со временами Османской империи и распространен  на территориях, когда-то ей принадлежавших (но в самой Турции феска запрещена). Классическая феска – красная, но часто бывает цвета ислама – зелёная.

  • Шляпа
  • Боливия
  • Кожа

Боливийскую шляпу отличает толстая, хорошо выделанная, слегка потёртая кожа. Она защищает от ветра, дождя и палящего солнца и к тому же сидит, как влитая даже при быстрой езде верхом. Боливийские мужчины берегут свои шляпы не меньше, чем своих жён.

  1. Войлочная шапочка
  2. Киргизия
  3. Войлок

Плоская тулья зимней киргизской мужской шапки шьётся из четырёх клиньев и может быть оторочена лисьим мехом, овчиной или соболем, если речь идёт о богатом уборе. Аналогичная женская шапка немного выше и имеет по краю изящный вышитый узор.

  • Сванка
  • Грузия
  • Шерсть

Сваны живут на северо-западе Грузии. Войлочная сванка  — прочный головной убор, который прекрасно сохраняет тепло и может даже служить чашей в вывернутом состоянии. В представлении сванов каждый человек – это храм Духа Святого, который обитает в людях, а сванка на голове – купол этого храма.

Источник: https://odlesya.tourister.ru/blog/4805

Традиционные головные уборы женщин Монголии

фото  отсюда

Недавно я размещала фотографии свадебных платьев монгольских невест, которые произвели на меня впечатление своей необычностью и красотой. Сегодня пост тоже посвящён монгольским женщинам, а точнее их традиционным головным уборам, которые произвели на меня не меньшее впечатление. Самым впечатляющим, пожалуй, оказался убор замужних женщин народности кхалкха. Главный элемент этого убора — особая причёска, призванная имитировать рога коровы, которая для монголов является символом свободы и кочевой жизни (уж не знаю почему, по мне так нет более домашнего животного чем корова). Согласно другой версии, причёска имитирует не рога, а крылья некой мифической птицы. Но по-моему, на рога всё же больше похоже.

фото отсюда

Как можно догадаться, конструкция причёски очень сложная. Основой является небольшая серебряная шапочка, к которой крепятся многочисленные подвески — серебряные, из бусин коралла или бирюзы. Волосы зачёсываются назад, делятся на две части и укладываются в «рога» с помощью особых крупных серебряных или бамбуковых заколок. Нижняя часть волос заплетается в косы. Богатые женщины позволяли себе украшать и эту часть причёски: покрывали косы чехлами с нашитыми на них серебряными пластинами с филигранными орнаментами и вкраплениями коралла, бирюзы и других самоцветов. В торжественных случаях поверх серебряной шапочки одевается другая — остроконечная шапка (малагай) с бархатным или плисовым околышем и лентами сзади.

фото Стив Зарате

У женщин других народностей, ордас например, основой головного убора является войлочная повязка или шапочка, на которую нашиваются бусины коралла, бирюзы, серебряные пластины и накладки. По периметру крепятся длинные подвески, нити коралловых и бирюзовых бус, серебряные колокольчики; сзади — сетка из коралловых бусин. Волосы заплетаются в две косы и на них опять-таки надеваются бархатные или парчовые чехлы, на которые сверху нашиваются бляхи. На конце каждой косы привязывают по серебряной подвеске. Косы спускают на грудь, и концы их пристегивают к бокам платья.

Головной убор женщин Ордос, Музей Искусств Чикаго

Вид убора Ордос сзади, Национальный Музей Копенгагена

Сколько племенных народностей в Монголии — столько и разновидностей женского головного убора. Взгляните на эти открытки


Как можно убедиться, посмотрев эти фото, хотя дизайн головных уборов разных монгольсих народностей и отличается, но у всех есть и какие-то схожие элементы — использование серебряных подвесок, бирюзы и коралла, чехлов для кос, шапочки.

фото отсюда

Раньше такие головные уборы полагалось носить всем замужним женщинам. Сейчас, конечно, они надеваются только по особым праздникам или на свадьбу.
А вас впечатлили эти головные уборы?

Источник: http://olga-mir.blogspot.com/2012/11/blog-post_21.html

Одежда монголов и ее различия у разных этнических групп

Монгольская одежда обусловлена суровым климатом и приспособлена к кочевому образу жизни, продумана мельчайшая ее деталь. Средневековый путешественник писал: «Удивительно, как эта нация создала одежду, соответствующую всем сезонам и потребностям, хорошо продуманную и используемую разными способами».

Традиционная монгольская одежда — это дээл, который носят как в рабочие, так и в праздничные дни. Это длинная, свободная цельная мантия с рукавами и высоким воротником. Широкие полы дээла накладывается спереди друг на друга, опоясывается створкой.

До революции 1921 года у каждого социального слоя была своя одежда. Животноводы носили обычный дээл как летом, так и зимой. Ламы носили желтый дээл с накидкой (орхимж), обернутой вокруг груди. Светские феодалы носили шикарные шляпы и шелковые жилеты поверх дээла.

А женщины особенно ценили дээл как предмет моды, пытаясь превзойти друг друга в выборе ткани, элегантности выреза и оригинальности обрезки.

Обычно различают три вида дээл, которые носят в зависимости от сезона.

Читайте также:  Подарок жене на день рождения: топовые идеи

Дан дээл напоминает платье, выкраивается из простой ткани без подкладки. Сельские женщины носят его круглый год, в холодную погоду надевая сверху теплую одежду.

Тэрлэг утеплен лишь слегка, его надевают веной и осенью. Зимний дээл утеплен подкладом из овечьей шерсти.

Мужской и женский дээл имеет один и тот же срез, но мужской дээл шире и менее яркий. Для повседневного дээла обычно выбирают ткань серого, коричневого или другого темного цвета; праздничный дээл шьется из синего, зеленого или красного шелка, носится с шелковым поясом контрастного цвета длиной несколько метров.

Пояс — не просто украшение, он служит еще и мягким корсетом во время длительных поездок на лошадях. Мужчины носили на поясе ножны с ножом, табачный мешочек, кремнь и крючок для чистки труб, специальную серебрянуюая ложку для чистки языка. Характерно, что монголы прятали трубку для курения в сапогах.

Воротник дээл, передняя часть и рукава обычно украшаются кожей и цветной парчой, широкой или узкой. Пуговицы дээл, если они не изготовлены из декоративных камней или серебра, представляют собой узкую тесьму, завязанную в замысловатые узлы.

Сегодня монголы, живущие в городах, как правило, носят одежду в европейском стиле, но в сельской местности современный наряд часто неудобен и непрактичен. В дополнение к дээл в холодную погоду монголы носят куртку или хүрэм, ее надевают сверху на дээл.

Гутал — это высокие сапоги из жесткой кожи, утепленные тонким войлоком и украшенные вышивкой и аппликациями из кожи. Левый и правый сапог традиционно одинаковой формы, носятся с  толстыми носками из стеганого полотна.

Традиционные гутал имеют загнутые носки и не имеют пяток.

Многие иностранцы ошибочно считают, что загнутые носки монгольской обуви – проявление уважения и бережного отношения к земле, но в первую очередь загнутые носки  позволяют великолепно сохранять тепло благодаря «воздушному карману».

Различные монгольские этнические группы имеют разные костюмы. Существует приблизительно 400 различных предметов одежды, 20 различных сапог и десять поясов.

Один из самых ярких и оригинальных предметов национальной одежды — традиционный головной убор или малгай. Малгай по-прежнему очень распространен в сельской местности.

Головные уборы различаются по форме и назначению — для молодых и старых, мужские и женские, праздничные и повседневные, для лета и зимы, праздников и церемоний.

Внешний вид, крой и цвет варьируются в зависимости от пола владельца, его или ее социальной касты и в зависимости от того, к какой этнической группе принадлежит будущий владелец.

Существует более 100 различных традиционных стилей. Каждая этническая группа имеет свой собственный стиль дээл, отличающийся вырезом, цветом и отделкой.

Халхская этническая группа состоит из четырех подгрупп, в значительной степени они названы по названию тех мест, где они осели: Элжгэн халх, Ээвэнхэн халх, Төв халх и Боржигон халх. Халх до сих пор является доминирующей этнической группой в Монголии, составляющей 80 процентов населения.

Халхские женщины традиционно носят очень своеобразный дээл с чрезвычайно широкими плечами. Женская прическа Халха очень отличается от других групп, представляя собой мифическую птицу гаруду. Прическа украшается 5-10 кг серебра и драгоценных камней. Халхи обожают красно-синие цвета, которые символизируют огонь и небо.

На костюм Баргутов гораздо больше серебряных украшений, чем на одежде других групп: на голове женщины Барги может находиться 20 кг серебра. Барга дээл отличается серебряным орнаментом, который изображает оленей и природные сцены.  

Люди Баяда любят фиолетовый цвет. В особых случаях женщины Баяда носят цэгдэг — дээл с очень широкими рукавами, отделанными черным бархатом. Они также носят замысловатые украшения, похожие на серебряные конверты для волос (кос). Мужчины баяд ежедневно носят белый дээл с широкой черной отделкой и воротником. Зимой они носят малгай под названием шаазгай.

Бурятский костюм отличается уникальным стилем среди других монгольских этнических групп и имеет свои особенности.

Головные украшения народности Дарьганга украшены богаче, чем других этнических групп, что иллюстрирует мастерство ремесленников Дарьганга. Их дээл похож на дээл халхасов.

Традиционный дээл Дурвуда сильно отличается от одежды центральных монголов, более напоминая стиль Ойрада. Он сохранил многие характеристики древнего монгольского костюма. Мужчины носят дээл с белой кожаной отделкой по нижнему краю. Женщины носят белый воротник над дээл, обшитый красочной ниткой.

Они также не опускают нижнюю часть дээл и добавляют длинную одежду без рукавов. Говорят, что отсутствие края символизирует свободу. Самая распространенная малгай Дурвуда называется махлай, но другие называются төгрөг, дуулгал, тойруул, халван и хасаг.

Замужняя представительница Дурвуда носит две косы, каждая в тонком хлопчатобумажном мешке с серебряным орнаментом в форме бабочки.

Хотон. Женщины-хотоны традиционно заплетают волосы в две косы, которые убирают в хлопчатобумажный мешочек, называемый чачвагом, он свисает по спине женщины. Чудесные предметы, называемые ладонями чачвага, висят в конверте. Кисточка с драгоценностями проходит от ладоней чачвага до нижнего лоскута дээл.

Мужчины Мянгад носят дээл халхского стиля, отделанный черным шелком и имеющий красный или желтый воротник. Женский дээл и украшения похожи на халх, так как племена халх и мянгад имеют древние связи. Одной из характерных черт женщин мянгад является маленький нож, который они носят справа, предположительно, для того, чтобы подчеркнуть свою силу.

Торгууды особенно примечателен тем, что сохранили свой традиционный костюм в XIX и XX веке.

В теплое время года мужчины традиционно носят тонкие хлопчатобумажные дээл с малгай под названием жатаг, лоовууз или халван, но теперь они в основном носят эти головные уборы только во время исполнении танцев и песен.

Женщины торгууд традиционно носят маленькую малгай, верхушка которой украшена своеобразным узелком-шишкой, украшенным кораллами.

Для  малгай характерны шесть или восемь цветов и форма луны на передней части, выполненная из серебряной нити. Костюм Торгууд отличается от других этнических костюмов рукавами и тем, что наиболее узок в груди. И мужчины, и женщины носят войлочную обувь, называемую тоохуу, изготовленную из влажной толстой необработанной кожи коровы.

Традиционный костюм Урианхай демонстрирует различия в классе и статусе, особенно ярко показывает богатство человека. Женский дээл имеет широкие рукава, костюм включает в себя длинную одежду без рукавов, узкую в груди. Мужчины ежедневно носят белый дээл, похожий на Халх дээл.

Основное различие заключается в том, что урианхайский мужской дээл имеет разрезы с обеих сторон и черные спиральные узоры над прорезями. Грудь и нижняя часть дээл отделаны широким черным шелком и овечьей шкурой.

Урианхайские мужчины обычно носят малгай под названием лоовууз, с которого свисает толстая красная шелковая нить, или малгай, называемый тоохуу. Мужчины заплетают свои волосы в пять косичек.

Женщины Захчин любят бледно-голубые и голубовато-зеленые цвета и оттенки. И мужчины, и женщины носят малгай под названием халбан. Женщины Захчин традиционно носят белый воротник над дээл, символизирующий «молочное» сердце. Пятицветные шарфы свисают по обеим сторонам длинной одежды без рукавов, похожие на волны, символизируя мягкое сердце женщины.

Источник: http://asiarussia.ru/blogs/19902/

.Взор: Имперский дресс-код для замужних монголок

Здравствуйте, уважаемые читатели.

В х неоднократно звучал вопрос по поводу культурного следа нашествия татаро-монголов. Предлагаю посмотреть на то, как, например, сказывалось влияние монголов на захваченных ими территориях в области одеяния, ведь не просто так попали в русский язык слова «кафтан», «колпак», «сарафан» и другие.

Как разпространялось культурное влияние монголов на оккупированных ими землях? Да в первую очередь — волевым порядком — разпоряжениями из центра. Затем к нововведениям привыкали, понравившееся — перенимали уже самостоятельно, видоизменяя и приспосабливая под местные условия.

Хрипунов Н.В. в своей книге Одежда знати Великой империи монголов в 1207–1266 гг. // Золотоордынская цивилизация.

указывает, что во времена Улуса Джучи в составе единого монгольского государства — 1207-1266 гг одежда монгольской знати, её покрой и правила ношения диктовались имперским центром.

И, поскольку не было ещё появления местных разновидностей или местных традиций, то можно видеть ещё единую государственную моду.

«Для этого времени основными источниками по костюму знати являются данные, происходящие главным образом с территорий современных Монголии, Китая и юга Восточной Сибири, так как область, где располагалось ядро сложения средневековой Великой империи Монголов, находится именно там…

Видимо, у монголов официально вводится нормирование одежды также, как и у киданей, при преемнике основателя династии. По сведениям «Сокровенного сказания», Угэдэй установил обычай одаривания знатных вельмож: «при каждом созыве сейма князей надлежит раздавать подарки.

Для этой цели мы учредим охраняемые городища с магазинами, наполненными тканями, серебряными слитками, сайдаками, луками, латами и прочим оружием». Видимо, в число стандартных даров входила и одежда, что в целом типично для развитых культур Востока (китайской и мусульманской). Постановление Угэдэя от 1234 г.

уже предполагает наказание при несоблюдении регламента: «Что же касается всех тех женщин, которые носят парадную и домашнюю одежду не соответствующую законам, а также тех, которые ревнивые, то их приговаривать к [следующим] наказаниям — провозить верхом на неоседланных коровах по всему их обоку, после чего сразу же взимать [с них] приданое для [отдачи] в новое замужество»… » Отсюда

  • Головной убор Биби-Ханым
  • Зухра Рахимова, искусствовед

В записях посланника короля кастильского Рюи Гонзалеса де Клавихо, посетившего Самарканд в 1403 – 1406 гг.

и оставившего много ярких наблюдений о жизни и обычаях столицы и государства Амира Темура, особое внимание привлекает описание одежды жен великого полководца, прежде всего головного убора: На голове Каньо (Сарай Мульк-ханым, или, как ее часто называли – Биби-ханым) – старшей из жен был «как бы шлем из красной материи, похожий на те, в которых [рыцари] сражаются на турнирах… Этот шлем очень высок, и на нем было много крупного, светлого и круглого жемчуга, много рубинов, бирюзы и разных других камней, очень красиво оправленных. Покрывало, [ниспадавшее на плечи], было расшито золотом, а наверху [всего] был очень красивый золотой венок со множеством [драгоценных] камней и крупного жемчуга. Самый верх венчало сооружение из трех рубинов, величиной около двух пальцев, ярких и чрезвычайно красивых, с сильным блеском. Верх [всего] украшал большой султан, высотой в локоть, и от него [некоторые] перья падали вниз, а другие — до лица и доходили [иногда] до глаз. Эти перья были связаны вместе золотой бечевкой, на конце которой [имелась] белая кисточка из птичьих перьев с камнями и жемчугом; и когда она шла, этот султан развевался в разные стороны. Этот [ее] шлем поддерживало руками много знатных женщин, чтобы он не свалился в какую-либо сторону» (1, с. 125).

Читайте также:  Как познакомиться с девушкой в интернете: что писать, чтобы понравиться?

Похожий женский шлемовидный головной убор мы видим на изображениях парных портретов жен монгольских правителей на миниатюрах из рукописи «Джами-ат-таварих» из ИВ АН РУз второй половины XIV в.

, предположительно выполненных в Самарканде, а также – на миниатюре, изображающей Улугбека на охоте (Галерея Фрира в Вашингтоне), где своеобразные головные уборы его жен схожи по описанию с головными уборами Каньо и других жен Темура, описанными Клавихо.

Судя по описанию Клавихо и аналогичным изображениям на миниатюре, на Биби-ханым и женах Улугбека был боктаг – головной убор замужних монгольских женщин, который носили в XIII-XIV вв. на огромной территории, находившейся под властью монголов.

О боктагах, которые носили жены Темура, упоминает Шарафаддин Али Йазди в своем знаменитом труде о деяниях Темура – «Зафар-наме»: «В Канигиле, на свадьбе Искандер-мирзы и Бекиси-Султан, гаремные Сахибкирана, каждая Билкис эпохи, надев на головы разукрашенные боктаги, надев златотканые халаты, подобно Солнцу сидели на своих тронах».

… Аналогичные головные уборы в произведениях изобразительного искусства встречаются в XIII –XIV вв. в Золотой Орде, Китае, в улусе Чагатая, что свидетельствует о популярности их в тот период. Головные уборы замужних монгольских женщин (девичьи сильно отличаются от них), известны как богтаг, боктаг, бокто.

Европейцы называли их «бока» или «бокка», китайцы – «гугу» или «гугугуань»). Они всегда привлекали внимание путешественников своей необычностью. Боктаги подробно описаны в книгах Плано Карпини, Гильома Рубрука, Ибн Баттуты, Чань Чуня, Клавихо и других авторов .

Археологические находки последних десятилетий подтверждают существование подобного головного убора на обширной территории бывшей монгольской империи (Монголия, Тянь-Шань, север Китая, южный Кавказ, Алтай, приволжские степи), где к настоящему времени обнаружено несколько десятков фрагментов бокка, подавляющее большинство которых датируется в пределах второй половины XIII – XIV в., т.е. к золотоордынскому времени.

Анализ, проведенный археологами, материалов кочевнических погребений, в которых были найдены боктаги, свидетельствует о том, что вышеназванные головные уборы появились на территории восточноевропейских степей не ранее середины XIII в. и имеют монгольское происхождение . Кроме того, они также подтверждают, что в конце XIII – первой половине ХIV в.

– в пору высшего могущества и стабильности держав чингизидов, когда сформировались все элементы «Имперской культуры» , монгольский костюм и его элементы использовались повсеместно , поскольку именно головной убор в древности и средневековье наиболее полно отражал этические, религиозные и эстетические мировоззрения этноса, его представления о жизненных этапах человека. Особенно высоким статусом обладал женский головной убор, семантика и семиотическое значение которого, по мнению многих исследователей древнего и средневекового костюма, маркировали социальное положение, политическую функцию и биологический возраст носящей его женщины, являясь значимым символом для обозначения этнической и культурной самоидентификации.

Реконструкции боктага, сделанные археологами, свидетельства путешественников и сохранившиеся экземпляры этого головного убора показывают, что бокка, боктаг или богто – это вертикальное и довольно сложное сооружение, в основе которого – каркас из дерева и берестяной коры, покрытый шелковой тканью преимущественно красного цвета. Их носили только в комплекте с шапкой-колпаком.

Археологические находки и изображения боктагов в произведениях изобразительного искусства XIII –XIV в. указывают на наличие, при общей схожести, нескольких разновидностей боктага. Томско-алтайский вариант, например, имел воронкообразное навершие.

Капителеобразное навершие – это монголо-тяньшанская группа, получившая распространение на рубеже XIII-XIV вв. в огромном ареале (Монголия, Тянь-Шань, север Китая и район южного Кавказа, входившие в тот период в состав государства Ильханов).

К последней группе боктагов относятся головные уборы жен на портретах монгольских правителей династии Юань и прекрасно сохранившийся бокка из коллекции Марджани .

Боктаги Хулагуидского Ирана имеют иные, чем тянь-шанские, пропорции: они ниже, наверху, как отмечали Плано Карпини и Рубрук, «имеют один длинный прутик из стебельков, перьев или тонких тростинок, украшенный перышками из хвоста селезня и драгоценными камнями, нашитыми на красную шапочку, которая простирается до плеч, а под ней находится покрывало красного цвета, закрывающее плечи и спину». Место соединения каркаса и шапочки кокетливо перевязано завязками из ткани другого цвета, иногда золотого или синего. Боктаги Хулагуидов могли иметь также два круглых украшения из перьев, напоминающих венцы, насаженные один выше другого на общий прутик.

Если у жен Амира Темура, по описанию Клавихо, труба боктага была высокой и украшалась павлиньими перьями высотой в локоть, при Улугбеке в Самарканде, судя по изображениям на миниатюре, они более низкие, а покрывало, спускающееся на спину, – красного и синего цветов. Навершие шлемовидного головного убора расширяется и украшается с двух сторон короткими перьями, расположенными веерообразно, шапочка плотнее прилегает к голове и расшита золотом. Возможно, это среднеазиатский вариант боктага.

То, что боктаги носили жены Амира Темура или Улугбека объясняется тем, что государство Темура завладело и чагатайскими владениями. Амир Темур (1336-1405) был зятем последнего монгольского хана: его старшая жена Сарай Мульк Ханым была монгольской царевной, дочерью чингизида Казан-хана, последнего легитимного правителя Чагатайского улуса от чингизидской династии.

Кроме того, и другие женщины гарема Амира Темура, судя по их головным уборам, были монголками, или, как уже упоминалось, монгольскими принцессами. Известно, что одной из жен Улугбека была дочь мирзы Мухаммад Султана по имени Огэ бегим, происходившая по материнской линии от золотоордынского хана Узбека (1312 – 1342).

Другой его женой была Ак-Султан Ханике, чингизидка, дочь Махмуд-хана.

Интересна символика боктага, вобравшая в себя высшие духовные и эстетические приоритеты тюрко-монгол, пространственно отражая их представления о строении мира. Покрытие боктага в основном было красного цвета, который трактовался как приносящий удачу и жизненную силу; как знак сохранности и безопасности домашнего очага; символ красоты.

Красные камни – рубин, коралл были излюбленным материалом для изготовления украшений. Красное также имело значение обладания властью, величием, отсюда – его социальное и политическое значение. Одежду красного цвета у монгол носили только хан, высшая знать и женщины ханского рода.

Этому цвету приписывались и целительные свойства, способность противостоять сглазу и колдовству.

Наряду с красным, в среднеазиатских бокка использовался материал синего цвета – у тюрко-монгол – это цвет неба и воды, что символизирует вечность, доброту, верность, постоянство.

Использование синего цвета для покрытия боктаг жен Улугбека, возможно, косвенно отражало занятия их властителя астрономией, так как в боктагах других регионов нигде больше он не применялся.

Павлиньи перья, начиная с эпохи римской античности, считались знаком божественности, в исламе – «внутренним оком», они отличались особой одухотворенностью, а полностью раскрытый хвост павлина означал либо полную луну, либо солнце в зените, что, опять-таки, может трактоваться как власть и благополучие.

Източник

«Бокка – специфический головной убор из нескольких основных частей: основания (часть в виде цилиндрической или конической трубки), навершия (расширяющаяся или сужающаяся часть выше основания) и крепящейся к нему палочки или прутика. Хотя вместо последнего также могло быть перо. В источниках часто отмечалось, что бокка похожа «на гуся или утку». При этом стоит обратить внимание на то, что часть авторов этого не упоминает.

Подробно все известные типы бокк XIII-XIV вв. рассмотрены З.В. Доде… Стоит отметить, что З.В. Доде ошибочно считает частью бокки шапочку. Собственно боккой является та часть, которую З.В. Доде обозначила как навершие. Шапочка же – дополнение к бокке для ее лучшей фиксации, что отмечено у Рубрука.

Под «фатой», которой «весьма часто» накрывали сверху бокку, у даосского монаха, описывавшего путешествие Чан Чуня, видимо, надо понимать как раз такую шапочку. Крой шапочки в целом очень близок крою мягких капоров.

Основными же отличительными особенностями от них является наличие отверстия для бокки и разрез, позволяющий надеть шапочку поверх бокки.

Также стоит рассмотреть известные в золотоордынской археологии женские головные уборы с конусовидным берестяным основанием, несмотря на то, что датировки погребений с ними обычно укладываются в рамки второй половины XIII – первой половины XIV вв.

Хотя бы потому, что не всегда бокки описывались «гусевидными» (кроме того достаточно сложно найти публикацию, где инвентарь, связываемый с монголами, датировался бы временем до объявления независимости Золотой Орды).

При этом есть свидетельства письменных источников второй половины XIII века о том, что монгольские женщины носили остроконечные головные уборы в первой половине века – армянский автор Григор Акнерци сообщает: «женщины их носили остроконечные шапки, покрытые парчовой вуалью»…

Можно сделать вывод, что не каждая женщина монгольской империи имела право носить бокку – только сами монголки и жены вождей, которые могли быть и не монголками.

Примером тому – могильник Телеутский Взвоз-I Лесостепного Алтая, где женщины из местного тюрко-самодийского населения становились женами пришлых мужчин-монголов, возглавивших объединение местного населения, и получали право носить бокку.

Хотя также возможно, что в данном случае автор опирается на современные ему реалии, когда право ношения бокки, по всей видимости, осталось только у знати империи.» Отсюда

Кстати, в Астрахани в погребениях найдены бокки, так что, были там монголы, были.

Ну а для полноты понимания картины дресс-кодов, можно поинтересоваться тем, как в империи инков при помощи одежды, причёсок и цветов идентифицировались граждане американские монголоиды. Да и в наше время, у армии — своя форма, у пожарных — своя… Так что, находки монгольского одеяния (подаренного или собственного) указуют на давнее пребывание в этих местах монголов.

Дополнительно

***

Мой канал на Дзен

***

Предлагаю также прочитать:

Отменяем татаро-монгольское иго? Кто сказал?

О Великой Тартарии… Русским языком…

  1. Монголы, оторванные от родины — потомки войск Чингисхана
  2. О благе татаро-монгольской оккупации
  3. Откуда известно, что стрелы монгольские?
  4. Для тех, кто повторяет одни и те же вопросы из раза в раз:
  5. Летописные данные о монгольском нашествии:
  6. https://cont.ws/@kamas/256691
  7. https://cont.ws/@kamas/257853
  8. https://cont.ws/@kamas/258576
  9. https://cont.ws/@kamas/262536
  10. Монгольское нашествие: ответы на глупые вопросы:
  11. https://cont.ws/@kamas/256713
  12. https://cont.ws/@kamas/258497
  13. https://cont.ws/@kamas/264800
  14. О монголах :
  15. Загонная охота https://cont.ws/@kamas/261879
Читайте также:  Оригинальный подарок жене на день рождения: необычные идеи

О численности армии монголов: https://cont.ws/@kamas/262542Монгольский лук: https://cont.ws/@kamas/263475

  • Натиск монголов на запад: от Калки до нашествия: https://cont.ws/@kamas/792873
  • Письменные источники о монголах:
  • Восточные: https://cont.ws/@kamas/375877
  • Европейские: https://cont.ws/@kamas/377737
  • Армянские: https://cont.ws/@kamas/387335
  • Монголы глазами европейских путешественников: https://cont.ws/@kamas/411085
  • Стих вагантов о монгольском нашествии: https://cont.ws/@kamas/382978
  • О монголах серьезно:
  • Монголы и перепись населения: https://cont.ws/@kamas/533892
  • Хан Батый и русская зима: https://cont.ws/@kamas/534860
  • Железо и монголы: https://cont.ws/@kamas/548921
  • Монголы и численность армии: https://cont.ws/@kamas/552008
  • Монголы и средневековое GPS: https://cont.ws/@kamas/598835
  • Монголы и военные походы https://cont.ws/@kamas/597224
  • Монголы и военные походы: Как монголы переправлялись через реки https://cont.ws/@kamas/761804
  • Монголы и военные походы: Маршрут и средство передвижения https://cont.ws/@kamas/800453

Монголы и походы… планирование и снабжение https://cont.ws/@kamas/828694

Почему монголы так долго осаждали Козельск? https://cont.ws/@kamas/759344

Монголы и монгольский лук. Об одной причине монгольского блицкрига. https://cont.ws/@kamas/767054

  1. Разоблачение лжи новой хронологии о книге Плано Карпини: https://cont.ws/@kamas/560040
  2. https://cont.ws/@kamas/565619
  3. https://cont.ws/@kamas/568598
  4. https://cont.ws/@kamas/571700
  5. https://cont.ws/@kamas/578815
  6. https://cont.ws/@kamas/586463
  • История
  • Альтернативная история
  • Тайны и Мифы

Источник: https://cont.ws/post/843034

Шапка малахай в Симферополе. Сравнить цены, купить потребительские товары на маркетплейсе Tiu.ru

{}

8 500 руб.

Шапка Малахай

98% положительных отзывов

(172 отзыва)

8 500 руб.

Шапка Ушанка мужская «Малахай» из меха песца

Доставка из Краснодарский край

100% положительных отзывов

(732 отзыва)

4 590 руб.

Шапка малахай из енота

Доставка из Московская область

95% положительных отзывов

(131 отзыв)

6 000 руб.

Мужская шапка — малахай Кирилл

99% положительных отзывов

(142 отзыва)

6 000 руб.

Мужская шапка — малахай Кирилл

99% положительных отзывов

(142 отзыва)

6 200 руб.

Шапка Малахай панда

Доставка из Краснодарский край

100% положительных отзывов

(38 отзывов)

9 975 руб. 10 500 руб.

Женская шапка Малахай из меха черно-бурой лисы

100% положительных отзывов

(9 отзывов)

8 500 руб.

Шапка Малахай

98% положительных отзывов

(172 отзыва)

5 990 руб.

Меховая шапка-малахай Батыр 2 из песца

Доставка из Московская область

95% положительных отзывов

(131 отзыв)

7 200 руб.

Шапка-малахай «Флоренция»

Доставка из Краснодарский край

100% положительных отзывов

(38 отзывов)

750 руб.

Шапка зимняя «Малахай», размер 58-62, цвет микс

Доставка из г. Екатеринбург

90% положительных отзывов

(292 отзыва)

4 990 руб.

Шапка — малахай Батыр из енота

Доставка из Московская область

95% положительных отзывов

(131 отзыв)

5 000 руб.

Мужская шапка — малахай Егерь

99% положительных отзывов

(142 отзыва)

7 300 руб.

Шапка-малахай «Домна»

Доставка из Краснодарский край

100% положительных отзывов

(38 отзывов)

6 600 руб.

Шапка Малахай

Доставка из Краснодарский край

100% положительных отзывов

(38 отзывов)

7 300 руб.

Шапка-малахай «Люсьен»

Доставка из Краснодарский край

100% положительных отзывов

(38 отзывов)

7 200 руб.

Шапка-малахай «Коньяк»

Доставка из Краснодарский край

100% положительных отзывов

(38 отзывов)

7 000 руб.

Шапка Малахай золото

Доставка из Краснодарский край

100% положительных отзывов

(38 отзывов)

7 500 руб.

Ушанка Малахай

98% положительных отзывов

(172 отзыва)

11 900 руб.

Шапка-ушанка кожано-меховая «Малахай» лиса рыжая

60% положительных отзывов

(44 отзыва)

6 290 руб.

Ушанка-малахай блю-фрост

Доставка из Московская область

95% положительных отзывов

(131 отзыв)

13 600 руб.

Шапка-ушанка кожано-меховая «Малахай» рыжий волк

60% положительных отзывов

(44 отзыва)

8 700 руб.

Меховая шапка «Княгиня» с павловопасадским платком и норкой

Доставка из Краснодарский край

100% положительных отзывов

(732 отзыва)

7 875 руб. 10 500 руб.

Меховая Кубанка женская шапка из меха блюфрост

100% положительных отзывов

(9 отзывов)

5 990 руб.

Ушанка-малахай Роккун из енота

Доставка из Московская область

95% положительных отзывов

(131 отзыв)

13 600 руб.

Шапка-ушанка кожано-меховая «Малахай» енот дикий

60% положительных отзывов

(44 отзыва)

1 980 руб. 3 960 руб.

Распродажа меховых шапок Alpina Rex

98% положительных отзывов

(63 отзыва)

6 800 руб.

Меховая шапка «Боярочка на чешской шерсти» из меха песца

Доставка из Краснодарский край

100% положительных отзывов

(732 отзыва)

5 607 руб. 6 300 руб.

Женская меховая шапка Снопик из чернобурой лисы

100% положительных отзывов

(9 отзывов)

13 600 руб.

Шапка-ушанка кожано-меховая «Малахай» балканский волк черный

60% положительных отзывов

(44 отзыва)

1 980 руб. 2 980 руб.

Распродажа меховых шапок Alpina Rex

78% положительных отзывов

(2112 отзывов)

3 400 руб.

Меховая шапка «Патриотка» из норки сирень

Доставка из Краснодарский край

100% положительных отзывов

(732 отзыва)

6 072 руб. 6 900 руб.

Женская меховая шапка из меха черно бурой лисы

100% положительных отзывов

(9 отзывов)

13 600 руб.

Шапка-ушанка кожано-меховая «Малахай» серый волк

60% положительных отзывов

(44 отзыва)

3 400 руб.

Меховая шапка «Патриотка» из норки орех деграде

Доставка из Краснодарский край

100% положительных отзывов

(732 отзыва)

7 875 руб. 10 500 руб.

Кубанка меховая женская шапка из меха блюфрост

100% положительных отзывов

(9 отзывов)

1 680 руб.

Шапка-капор «Восьмерка»

Доставка из Краснодарский край

100% положительных отзывов

(732 отзыва)

9 099 руб.

Малахай «Светолика»

Доставка из Краснодарский край

100% положительных отзывов

(38 отзывов)

11 880 руб. 13 500 руб.

Кубанка женская шапка из меха чернобурой лисы

100% положительных отзывов

(9 отзывов)

7 300 руб.

Малахай «Черное золото»

Доставка из Краснодарский край

100% положительных отзывов

(38 отзывов)

4 500 руб.

Меховая шапка «Серенада» из цельной норки ирис

Доставка из Краснодарский край

100% положительных отзывов

(732 отзыва)

6 175 руб. 6 500 руб.

Меховая женская шапка из меха чернобурой лисы

100% положительных отзывов

(9 отзывов)

8 200 руб.

Малахай «Лисенок»

Доставка из Краснодарский край

100% положительных отзывов

(38 отзывов)

7 500 руб.

Меховая шапка «Фурор» из норки и итальянского жаккарда

Доставка из Краснодарский край

100% положительных отзывов

(732 отзыва)

7 899 руб.

Малахай «Вьюга»

Доставка из Краснодарский край

100% положительных отзывов

(38 отзывов)

7 875 руб. 10 500 руб.

Меховая Кубанка женская шапка из цельнокроеного меха блюфрост

100% положительных отзывов

(9 отзывов)

6 500 руб.

Малахай тонированный

Доставка из Краснодарский край

100% положительных отзывов

(38 отзывов)

6 990 руб.

Меховая шапка «Микки» из цельной норки

Доставка из Краснодарский край

100% положительных отзывов

(732 отзыва)

5 785 руб. 6 500 руб.

Меховая женская шапка из меха чернобурой лисы

100% положительных отзывов

(9 отзывов)

8 400 руб.

Малахай «Урсула»

Доставка из Краснодарский край

100% положительных отзывов

(38 отзывов)

4 500 руб.

Женская шапка «Пилотка» из меха мутона с драпом цвета ирис

Доставка из Краснодарский край

100% положительных отзывов

(732 отзыва)

7 350 руб.

Малахай «Млечный путь»

Доставка из Краснодарский край

100% положительных отзывов

(38 отзывов)

4 300 руб.

Шапка Ушанка мужская из меха ондатры

100% положительных отзывов

(9 отзывов)

7 200 руб.

Малахай «Батыр»

Доставка из Краснодарский край

100% положительных отзывов

(38 отзывов)

1 980 руб. 3 960 руб.

Распродажа меховых шапок Alpina Rex

1 отзыв

2 600 руб.

Молодежная шапка-ушанка пилот «Шереметьево» из меха кролика рекс

Доставка из Краснодарский край

100% положительных отзывов

(732 отзыва)

8 099 руб.

Малахай «Панда с ушками»

Доставка из Краснодарский край

100% положительных отзывов

(38 отзывов)

5 035 руб. 5 300 руб.

Меховая женская шапка из меха лисы.

100% положительных отзывов

(9 отзывов)

3 098 руб.

Женский шапка из мутона «Бант»

Доставка из Краснодарский край

100% положительных отзывов

(732 отзыва)

8 200 руб.

Малахай «Багряница» с ушками

Доставка из Краснодарский край

100% положительных отзывов

(38 отзывов)

6 555 руб. 6 900 руб.

Боярка женская шапка из меха черно-бурой лисы

100% положительных отзывов

(9 отзывов)

7 000 руб.

Малахай «Серебро»

Доставка из Краснодарский край

100% положительных отзывов

(38 отзывов)

3 800 руб.

Женская шапка «Боярка» из меха мутона шоколадного цвета

Доставка из Краснодарский край

100% положительных отзывов

(732 отзыва)

7 700 руб.

Малахай «Багряница»

Доставка из Краснодарский край

100% положительных отзывов

(38 отзывов)

5 320 руб. 5 600 руб.

Меховая женская шапка Барбара из меха лисы

100% положительных отзывов

(9 отзывов)

3 800 руб.

Женская шапка «Боярка» из меха мутона цвета жемчуг

Доставка из Краснодарский край

100% положительных отзывов

(732 отзыва)

7 200 руб.

Малахай «Царский»

Доставка из Краснодарский край

100% положительных отзывов

(38 отзывов)

4 465 руб. 4 700 руб.

Меховая женская шапка Каскад из ондатры и черно-бурой лисы

100% положительных отзывов

(9 отзывов)

8 200 руб.

Малахай «Гармония»

Доставка из Краснодарский край

100% положительных отзывов

(38 отзывов)

4 500 руб.

Женская шапка «Пилотка» из меха мутона с драпом черного цвета

Доставка из Краснодарский край

100% положительных отзывов

(732 отзыва)

7 550 руб.

Малахай «Лис»

Доставка из Краснодарский край

100% положительных отзывов

(38 отзывов)

5 510 руб. 5 800 руб.

Меховая шапка женская Шарик из меха блюфрост

100% положительных отзывов

(9 отзывов)

2 990 руб.

Меховая шапка «Шарпей» из мутона

Доставка из Краснодарский край

100% положительных отзывов

(732 отзыва)

9 600 руб.

Малахай «Делси»

Доставка из Краснодарский край

100% положительных отзывов

(38 отзывов)

5 985 руб. 6 300 руб.

Меховая женская шапка Боярка из меха чернобурой лисы

100% положительных отзывов

(9 отзывов)

7 200 руб.

Малахай «Император»

Доставка из Краснодарский край

100% положительных отзывов

(38 отзывов)

3 800 руб.

Женская шапка «Боярка» из меха мутона цвет капучино

Доставка из Краснодарский край

100% положительных отзывов

(732 отзыва)

6 300 руб.

Малахай «Арни»

Доставка из Краснодарский край

100% положительных отзывов

(38 отзывов)

5 800 руб.

Шапка-Ушанка мужская из меха блюфроста

100% положительных отзывов

(9 отзывов)

3 800 руб.

Женская шапка «Боярка» из меха мутона голубого цвета

Доставка из Краснодарский край

100% положительных отзывов

(732 отзыва)

6 200 руб.

Малахай «Дональд»

Доставка из Краснодарский край

100% положительных отзывов

(38 отзывов)

5 415 руб. 5 700 руб.

Меховая женская шапка Барбара из меха блюфрост

100% положительных отзывов

(9 отзывов)

7 300 руб.

Малахай «Венгри»

Доставка из Краснодарский край

100% положительных отзывов

(38 отзывов)

3 800 руб.

Женская шапка «Иванка» из меха мутона черный

Доставка из Краснодарский край

100% положительных отзывов

(732 отзыва)

7 100 руб.

Малахай «Персей»

Доставка из Краснодарский край

100% положительных отзывов

(38 отзывов)

3 705 руб. 3 900 руб.

Меховая шапка женская Барбара из меха чернобурой лисы и кролика рекс

100% положительных отзывов

(9 отзывов)

3 800 руб.

Женская шапка «Иванка» из меха мутона цвет ирис

Доставка из Краснодарский край

100% положительных отзывов

(732 отзыва)

7 100 руб.

Малахай «Роджер»

Доставка из Краснодарский край

100% положительных отзывов

(38 отзывов)

6 408 руб. 7 200 руб.

Женская меховая шапка из меха чернобурой лисы с лапками

100% положительных отзывов

(9 отзывов)

1 100 руб. 2 200 руб.

Шапка меховая «Адель» из кролика REX

Доставка из Краснодарский край

100% положительных отзывов

(732 отзыва)

Источник: https://tiu.ru/Shapka-malahaj.html

Ссылка на основную публикацию